"Не начну снимать, пока картинка не будет звенеть": Анатолий Мукасей о любви к черно-белому кино, сложностях операторской работы и тандеме со Светланой Дружининой

Очень многие советские фильмы, ставшие советской классикой, мы видим именно его глазами. Именно благодаря его прекрасной операторской работе эти картины и сегодня смотрятся на одном дыхании. Анатолий Михайлович Мукасей умел снять сцены в кино так, что они становились произведением искусства и добавляли фильму глубины и душевности. Вот что говорит сам мастер о своей работе, отношении к творчеству и жизни в целом.

«Картинка должна звенеть»

Самые именитые режиссеры — Эльдар Рязанов, Ролан Быков и другие — прислушивались к мнению Анатолия Мукасея в том, что касается работы с кадром. Они полностью доверяли этому оператору, зная, что с ним фильм получится произведением искусства, «картиной в движении». Сам Анатолий Михайлович всегда говорил: «Не начну снимать, пока картинка не будет звенеть». И режиссеры вместе с актерским составом терпеливо ждали, пока мастер сам настроит свет, отладит оборудование и даст команду «на старт».

Фильмы, в которых оператором был Анатолий Мукосей, никогда не оставались в тени, не оставляли зрителя равнодушным. «Виват, гардемарины!», «Принцесса цирка», «Тайны дворцовых переворотов», «Чучело» — все эти киноработы и сегодня собирают у экранов зрителей из разных поколений. Анатолию Михайловичу довелось работать с лучшими актерами и актрисами, а одна из них — Светлана Дружинина — стала его музой, боевой подругой, с которой они вместе вот уже более 60 лет.

О детстве и семье

Родился Анатолий Мукасей в Ленинграде в 1938 году. Мама его родом из Стерлитамака (Башкортостан), папа - из Беларуси. Познакомились они во время учебы в ленинградском университете, поженились, там и родился маленький Толя. Теперь уже никто не знает, как именно началась их разведческая карьера, но в течение 25 лет они под разными именами работали в разных странах как разведчики-нелегалы.

Отец Анатолия Михаил Исаакович Мукасей изучал в университете бенгальский язык, мама была биологом, вместе они по долгу службы объездили весь мир. Детей (Анатолия и его старшую сестру Эллу) воспитывала бабушка. Сам Анатолий Мукосей вспоминает о ней так: «Она занималась конным спортом, выигрывала соревнования. А под конец жизни каждый день сидела с лупой, читая "Войну и мир"».

Во время Великой Отечественной войны семья жила в Лос-Анджелесе, где Михаил Мукасей работал заместителем консула. Анатолий вспоминает, как общался тогда с такими великими людьми, как Чарли Чаплин, Теодор Драйзер и другие великие деятели культуры своего времени. Тогда-то, по признанию самого Анатолия Михайловича, у него и зародилась любовь к искусству, черно-белому кино и кинематографии в целом.

Откуда взялась любовь к операторскому искусству

Вернувшийся в Ленинград Анатолий резко отличался от обычных советских школьников. Он плохо говорил по-русски, путая слова из разных языков. Родителей к тому времени они с сестрой практически перестали видеть, ведь те перешли на нелегальный статус. И главным, что напоминало парню об отце, была небольшая камера, на которую Михаил Исаакович постоянно все снимал в Америке.

Анатолий тоже однажды попробовал поснимать, и ему это очень понравилось. Занимался он и фотографией. Больше всего ему нравилось проявлять пленки. Вот как он сам вспоминает об этом: «Сфотографировав кого-то во дворе, я со всех ног бежал домой, завешивал шторы, проявлял пленку, потом смотрел завороженно, как на бумаге появляются лица. Эта магия так манила меня, что я не мог уже заниматься ничем другим».

О сложностях операторской работы

Несмотря на любовь к своему делу. Анатолий Мукасей никогда не говорил, что это легкий труд. На вопрос, кино какого жанра снимать сложнее, он всегда повторял: «Каждый фильм снимать очень тяжело. Детей нужно снимать «втихаря», чтобы не напугать, не испортить момент их творчества». При этом оператор признавал, что все усилия его и режиссеров касаемо детей не прошли даром. «Все дети-актеры из наших фильмов выросли настоящими профессионалами», — с гордостью говорил Анатолий Михайлович.

Комедию Мукасей называл «особым» жанром. Он сам много придумывал, дополнял сценарии своим юмором. Сцена в фильме «Большая перемена», где герой Евгения Леонова учит история по радио, или в картине «По семейным обстоятельствам» с картавым логопедом в исполнении Ролана Быкова — все это придумки Анатолия Мукасея. Сам он при этом признается, что каждый фильм пропускает через себя, и это бывает нелегко. После любое изменение, требования цензоров, критика воспринимается особенно остро.

О любви к черно-белому кино

Например, Анатолий Михайлович очень тяжело переживал, когда его черно-белые фильмы стали раскрашивать. Первой такой картиной стал «Берегись автомобиля». Оператор тогда, увидев обновленное кино в цвете, воскликнул: «Это ужасно!» Больше всего его возмущало, что раскрашивать фильм стали уже после смерти Рязанова, хотя при жизни он своего согласия на это не давал. Самого же Мукасея никто о переделке даже не предупредил.

Мастер утверждает, что его фильмы в цвете потеряли свое «лицо», свой особый характер. Он всегда очень трепетно относился к подбору света в картинке, к расположению теней, ко всему, что составляет общую ауру фильма. И принять, что все это вдруг вот так пропало, расплылось в цвете, кинооператору было нелегко.

О творческом тандеме с Дружининой

Эту страсть к кино, преданность делу и тонкое понимание кадра разделяла и супруга Анатолия Мукасея — актриса и режиссер Светлана Дружинина. Они работали в тандеме долгие десятки лет и никогда не уставали от общества друг друга. Сама Дружинина с юмором называла его «мой суженный», в смысле узкий и высокий. Мукасей в долгу не оставался и тоже нередко придумывал прозвища своей именитой супруге.

На съемочной площадке между ними всегда было творческое напряжение, накал, но они находили общее видение картинки, выпуская в свет очередной киношедевр. Актеры, работавшие с ними, признавали, что энергетика любви, взаимопонимания и творчества всегда чувствовалась между этой парой. И сегодня в окружении любящей семьи эти двое остаются прежде всего профессионалами своего дела, людьми, «заболевшими» кино однажды и на всю жизнь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам нравятся фильмы, оператором в которых был Анатолий Мукасей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.