“В сценариях давно не хватает чего-то про человеческие отношения”: Ирина Апексимова о роли главной интриганки в сериале “Балет” и работе в театре
Ирина Викторовна Апексимова давно перестала быть просто актрисой. Теперь она совмещает работу художественного руководителя, продюсера и телеведущей. Апексимова дала большое интервью Федору Бондарчуку, рассказав о роли главной интриганки в сериале “Балет”, работе в театре и скандальном увольнении.
О «Балете»
В мае зрители увидели сериал «Балет», режиссером которого стал Евгений Сангаджиев, а продюсером – Федор Бондарчук. Он же исполнил одну из главных ролей - директора главного музыкального театра страны. Для Ирины Апексимовой съемки в «Балете» стали первой крупной работой в кино за последние годы.
«Я главную сволочь этой страны играю», - характеризует свою героиню актриса. История «Балета» развивается вокруг хореографа Руты Майерс, которая приезжает из США. Она не была в России несколько десятилетий, но герою Федора Бондарчука через интриги удалось привезти Майерс в Россию. Роль Руты исполняет Алла Сигалова – землячка Ирины Апексимовой. «Миром правит энергия любви и энергия разрушения», - эти слова героини Аллы Сигаловой стали девизом всего фильма.
О ролях в кино
Ирина Викторовна с горечью говорит о том, что интересных предложений для съемок в кино ей давно не поступает. «Балет» - первая работа, которая привлекла ее внимание. «Я даже не читала сценарий. Не буду скрывать: я давно не снималась. Все предложения, которые мне поступают, - по два съемочных дня. В лучшем случае играть маму главной героини, например. Спасибо, что не бабушку», - иронично говорит Апексимова. Актриса отметила, что согласилась на роль сразу же, как только увидела небольшой кусочек текста.
«Я уже не хотела по сюжету стоять на кухне, жарить котлеты. Переросла это. В сценариях давно не хватает чего-то про человеческие отношения. Здесь это есть, и я рада», - говорит актриса.
С режиссером сериала, Евгением Сангаджиевым, Ирина Апексимова не была знакома до начала съемок. «Я слышала о нем как об актере. Когда пришла на пробы, то жутко волновалась: утвердят меня или нет. У меня не было такого ощущения уже очень много лет. Спасибо, что утвердили», - рассказывает актриса.
Узнаваемость и популярность к Ирине пришли после выхода сериала «День рождения Буржуя». Это был ее первый серьезный сериал, но съемки актриса назвала смешными. «Никто не предполагал, что этот фильм будет иметь такой успех. Там было все приблизительно: сценарий, оператор, режиссер. Мы с Николаевым зацепили зрителей своей парой – как раз приехали из Америки, выглядели инопланетянами с особыми знаниями», - говорит актриса.
О маме
Будущая звезда родилась в Волгограде, в семье классических музыкантов – Светланы и Виктора Апексимовых. Когда Ирине исполнилось 13 лет, ее родители развелись: девочка с матерью переехала в Одессу. «Мои родители и старший брат были мне друзьями. Со мной всегда делились, ко мне прислушивались. Меня никогда не ругали», - говорит Ирина.
С детства окруженная творческими людьми Ирина мечтала петь или танцевать. После окончания школы Апексимова отправилась поступать в театральный вуз, но провалилась: девушку не взяли из-за одесского говора.
«Моя героическая мама поменяла одесскую квартиру на комнату в московской коммуналке. Она всегда была со мной и сделала все, чтобы закрепиться в Москве», - говорит актриса.
Она признается, что в перовое время столица казалась ей негостеприимной. «У меня началась депрессия, я так хотела быть актрисой, а меня не брали. Мне в Щукинском училище сказали, что я не подхожу для кино. Моя мама стояла рядом. Она совсем другого типа: блондинка, светлоглазая, с мягкими чертами лица. И маме тогда сказали: "Вот вы абсолютная актриса. А ваша дочь – нет". При этом мама поступила тысячу лет назад во ВГИК на актерский факультет, но ей не дал там учиться ее отец: считалось неприличным. С тех пора мама очень поддерживала меня, когда у меня появилась идея стать артисткой. Она выстояла со мной все туры, все провалы и взлеты», - говорит Апексимова.
О зарубежном опыте
Танцевать Ирина стала после окончания школы, когда ее не взяли в театральный институт. «Главный балетмейстер Одесского театра музыкальной комедии проверил мои данные и взял в кордабалет. Стала танцевать в 17 лет. Я потом долго смотрела на балетных и думала, что могла бы развернуть карьеру в эту сторону», - говорит Апексимова.
Ирина не сдалась после перовой неудачи и на следующий год попала в Школу-студию МХАТ, на курс Олега Павловича Табакова. «Он "раскусил" во мне танцевальные возможности. Табаков отправлял меня учиться степу и джазу в Лос-Анджелес, Нью-Йорк. Это как раз была перестройка, мы были первыми, кто выехал из СССР», - говорит актриса.
Апексимова признается, что думала о карьере за рубежом, но эти мысли стали приходить к ней не сразу. «Мы с Прыгуновым снимались в фильме «Святой» на Paramount Pictures. После этого режиссер Филипп Нойс сказал нам, актерам: "Езжайте в Голливуд, нечего тут сидеть". Это была моя проба пера в Америке. У меня не получилось», - говорит Ирина.
О судьбе
Ирина Апексимова пробовалась на главную роль в фильме «Маленькая Вера» Василия Пичула и даже была утверждена, но в итоге выбрала другой фильм. «Я была студенткой первого курса, когда Пичул решил меня попробовать на роль. Я еще не была утверждена, но актеры-родители подбирались под меня, чтобы была такая типичная еврейская семья. В это же время я пробовалась у Виктора Трегубовича в фильм «Башня». И в оба фильма меня утвердили в один день. Мне стало страшно, я даже не успела ничего понять. Тут же ко мне приехал ассистент от Трегубовича, и я подписала договор. Хотя сама не поняла, что сделала: меня же утвердили, надо подписать бумажку», - говорит актриса. Потом к ней на встречу приехал Василий Пичул, у которого буквально из-под носа увели актрису.
«Пришлось с Пичулом идти к Табакову, чтобы разрешить ситуацию. Говорю: "Олег Павлович, меня утвердили в два фильма, но в одном я уже подписала договор". Он на меня посмотрел как на сумасшедшую», - рассказывает Ирина. Но Олег Павлович Табаков подошел к решению вопроса по-деловому. «Смотри, говорит, Пичул - почти депутат. Трегубович – режиссер. Что будет с Пичулом непонятно, а Трегубович – крепкое плечо. Иди туда», - рассказывает Ирина Апексимова. Когда на экраны вышел фильм «Маленькая Вера», который имел оглушительный успех, Ирина была расстроена. «Я сказала себе: какая дура! И даже не смотрела какое-то время его, чтобы не травмировать себя. «Башня» не стала большой победой – крепкий советский фильм. А вот «Маленькая Вера» - это успех. Потом посмотрела его и подумала: "Хорошо, что там сыграла не я. Со мной такого фильма не получилось бы". У каждого своя судьба и линия», - резюмирует Ирина.
Об увольнении и новом старте
Скандальное увольнение из МХАТа Апексимова вспоминает с горечью, но именно оно дало новый поворот в ее карьере. Будучи актрисой МХАТа Ирина Викторовна возглавила профсоюзное движение актеров. Она с соратниками часто высказывалась на собраниях, критиковала новый устав театра. В итоге Апексимову, Андрея Панина, Олега Ефремова, Веру Воронкову и Сергея Векслера уволили из-за такого поведения.
После этого Ирина открыла свою компанию. Это был вынужденный шаг: актриса хотела ставить спектакли, чтобы не остаться без работы. «Пригласила на свою первую постановку Виктюка, Скорика, Крамера. Я тогда брала кредиты в банках, снималась в кино и отдавала их. Потом мой продюсерский центр развернулся и стал кормить сам себя», - рассказывает актриса. О железной хватке Апексимовой стали говорить в театральных кругах, и в итоге ее позвали быть директором Театра Романа Виктюка.
О работе в Театре на Таганке
Проработав три года в Театре Виктюка, актриса была вынуждена уйти. И в тот же момент ей предложили возглавить Театр на Таганке. «Уже восемь лет я там. Это сложная история, я сама себя взяла «на слабо». Когда я пришла, то увидела театр в упадке – творческом, моральном, физическом. Я бьюсь за то, чтобы люди приходили не на актеров, а на спектакли», - говорит Ирина. Актриса считает, что Театр на Таганке должен развиваться в новых реалиях, не оглядываясь на прошлое, но и не забывая его.
В этом году Театр впервые примет участие в Международном театральном фестивале им. Чехова, показав постановку «Муму», где сама Ирина сыграет роль барыни.