"Перешла в 6-й класс - начались двойки": почему после 5-го класса часто падает успеваемость и причем тут подростковые годы

Многие дети успешно справляются с учебной программой начальной школы. До 5-го класса. А дальше начинается что-то странное... Оценки снижаются все сильнее, складывается такое ощущение, что ребенок просто не справляется с новым объемом знаний... Или резко поглупел?

Происходит так неспроста. За тройками и двойками кроются самые разные причины, о которых порой не догадываются мамы и папы, хватаясь за головы. Расскажем о них.

Смена привычной обстановки, появление новых учителей

Для ребенка начальная школа была своего рода зоной комфорта. Школьник привык к одному укладу, распорядку дня, к своему классному руководителю, с которым давно сформировал хорошие отношения. Теперь же ученику надо привыкать к другой среде, новым правилам и требованиям. Надо перестраиваться, адаптироваться. Разумеется, это сказывается на успеваемости!

Смена атмосферы - серьезное испытание для подростка. Ребенку хочется чувствовать себя понятым и принятым, ему нужна безопасность. А тут много новых учителей, с каждым из которых надо наладить контакт, показать и доказать свои способности. Это отнимает много внимания и сил, которые раньше уходили в учебу.

Повышение учебной нагрузки

С переходом в 6-й класс растет объем учебного материала. Теперь ученику приходится осваивать целый ряд новых, более сложных предметов. Если в начальной школе основной упор делался на базовые дисциплины, то в среднем звене программа существенно расширяется.

К такому увеличению нагрузки готов не каждый школьник. В 5-6-м классе он только учится распределять новый объем нагрузки, свое время и силы. Получается не сразу. Сложнее всего приходится тем, у кого нет четкой самоорганизации и волевых качеств: их надо формировать. Детям же, которых родители с малых лет приучили к самостоятельности хоть немного, этот этап дается намного легче, они осваиваются быстрее.

Гормональные изменения

В среднюю школу ребенок переходит в самый бурный этап своего развития - в подростковые годы. Этот период сопровождается эмоциональными всплесками, перепадами настроения и рассеянностью. Все это - следствие гормональных перестроек организма. Увы, с ними ничего не сделаешь - надо просто смириться и переждать.

Регулировать свои чувства ребенок не может, поэтому и поддается их влияниям. То раздражение, то тревога, то грусть, то первая любовь - все это отвлекает внимание от учебы. Как усваивать материал, когда мысли витают где-то в другом месте?

Гормональные "качели" сильно снижают работоспособность ребенка, он быстрее устает. У школьника почти нет сил досидеть учебный день, на то, чтобы сделать домашнее задание, их вообще не остается.

Внутренняя борьба за самостоятельность

Любой подросток все больше стремится к независимости и самостоятельности. Однако родители и учителя, которые привыкли опекать его, продолжают контролировать каждый его шаг. Это провоцирует внутреннюю борьбу - ребенок начинает неосознанно отталкивать от себя все то, что окружает его.

Взрослым важно понять, что примерно в 5-6-м классе школьнику надо ощущать свободу выбора и принятия решений. Он уже не хочет, чтобы за него все решали взрослые - стремится своими силами планировать время, выбирать занятия. К этому возрасту у ребенка формируются свои первые точки зрения, которые он предпочитает отстаивать. Если "взрослость" ребенка никто не поддерживает, его мотивация к учебе сильно снижается.

Задача родителей на этом этапе - создать для ребенка иллюзию выбора и самостоятельности. Разумеется, в 11-13 лет он слишком мал, чтобы быть взрослым и принимать осознанные, правильные решения. Но ребенок не должен ощущать контроль и давление - держите баланс между независимостью и контролем, иначе начнутся протесты, которые скажутся на учебе!

Стремление к самовыражению

Подросткам особенно интересна жизнь вокруг, они готовы изучать ее, расширяя свой круг общения. У ребенка появляется много друзей. Давайте будем честны: общаться с ними интереснее, чем учиться!

Пугаться этого не стоит - это нормально, закономерно. В этот период жизни подросток ищет ответы на важные вопросы, формирует свою личность и систему ценностей. О какой учебе может идти речь, если ребенок погружен в мир эмоций и общения?

Родителям лучше не пытаться подавить в ребенке такие стремления. Мудрое решение - направить энергию ребенка в правильное русло. Найдите ему интересное занятие, которое будет интересно ему и поможет в учебе.

Расширение круга интересов

Подростку хочется пробовать себя в разных сферах: спорте, творчестве, общественной деятельности. Он рвется к новым впечатлениям, хочет получать яркие эмоции, которых нет на занятиях. У мальчика или девочки появляются первые серьезные хобби, интересы. Ходить на бокс, учиться играть на гитаре куда интереснее, чем сидеть на уроках, не так ли? Вот и ребенок так считает!

В такие моменты важно отнестись с пониманием к новым увлечением ребенка. Не нужно кричать на него, что, мол, сначала уроки, а потом вся ерунда! Для него увлечения не ерунда, а чуть ли не смысл жизни! Будете препятствовать ребенку - станете врагом номер один. Лучше смиритесь. Пусть немного хромает учеба - ничего страшного, зато ребенок будет реализовывать себя.

Сложности в социальной адаптации

Смена учителей может вызывать сложности в адаптации. Нужно заново налаживать отношения с преподавателями, показывать себя. Этот процесс не всегда проходит гладко, и ребенок переживает. В некоторых моментах дети испытывают стресс, тревогу и даже одиночество, если наладить отношения не получается. Это влечет за собой проблемы с успеваемостью.

Умный и хитрый родитель должен помочь ребенку в такой ситуации: попробуйте сами наладить контакт с новыми учителями своего ребенка. Познакомьтесь с ними, подружитесь, если получится. В этом случае отношение к ребенку будет более мягким. Это позволит подростку избежать многих трудностей и настроиться на учебу.

Неуверенность в себе

В подростковый период ребенок пребывает в поиске своей идентичности, он пытается понять, кем является и какое место занимает в этой жизни. Естественно, понимание дается с трудом: не хватает опыта. И на фоне этого проявляется внутренняя неуверенность.

Колебания самооценки не могут не отразиться на успеваемости ребенка. Его начинает больше волновать то, как к нему относятся сверстники, до учебы дела почти нет. И это отражается на успеваемости. Более того, резкое падение оценок тоже может давить на ребенка. Ему кажется, что интеллекта не хватает, чтобы понять элементарное, что одноклассники намного умнее, хитрее, талантливее... Да-да, в ребенке говорит его упавшая самооценка! На фоне этого ребенок все чаще стесняется отвечать на уроках, старается избегать сложных задач.

В такие моменты родителям важно не ругать детей за плохую успеваемость, а, наоборот, подбадривать их. Акцентируйте внимание на том, в чем ваш школьник хорош. Например, ему дается литература. Хвалите за это и не обращайте внимания на то, что алгебра, мягко говоря, хромает.

На самом деле переход из начальной школы в средние классы - период непростой как для самого ребенка, так и для его родителей. Тут наваливается все: от смены приоритетов до гормональных перестроек, которые естественны в подростковые годы. Стоит ли волноваться за ребенка? Вряд ли. Но поддерживать мотивацию к учебе все же надо. Задача родителей - помочь сыну или дочери адаптироваться к новым условиям жизни, поддержать. Просто помогите сделать первые шаги, а дальше он справится сам.

Комментарии