Русская православная церковь является достаточно закрытой организацией. Монастыри, входящие в ее состав, для внешнего мира недоступны. Об особенностях организации их быта, хозяйствования и управления общество судит по редким рассказам иноков, покинувших или продолжающих нести свою нелегкую службу Богу. Как устроена жизнь в российской православной обители? К изучению этого вопроса проявили интерес многие журналисты. О результатах их исследований расскажем в нашей статье.
Статистика
В РПЦ сегодня состоит около тысячи монастырей. 455 из них являются мужскими и 471 женским. Не все общины расположены на территории РФ: к канонической территории Русской православной церкви относятся также Украина, Белоруссия и другие бывшие республики Советского Союза. Почти все из них были созданы после 1988 года. В позднесоветский период действующими в РПЦ были всего 14 монастырей. Статистики о реальном количестве их обитателей нет. Известно только о том, что в сравнении с мужскими, женские монастыри больше населены.
Многие обители привлекают огромное количество паломников. Одни из них превратились в настоящие туристические центры, другие (Оптина пустынь в Козельске, Серафимо-Дивеевский монастырь в с. Дивеево, Псково-Печерская обитель в г. Печоре) стали настоящими градообразующими предприятиями для населенных пунктов, в которых расположены. Местные жители сдают паломникам и туристам жилье, торгуют сувенирами и продуктами питания, таким образом улучшая собственное благосостояние.

Обитателями самих общин, помимо монахов, являются учащиеся семинарий, духовных академий и епархиальных училищ. Нередко на территории крупных монастырей располагаются епархиальные административные органы.

Кто управляет общинами и перед кем они отчитываются?
По типу управления выделяют два типа монастырей:
- Ставропигиальные. Подчиняются непосредственно патриарху.
- Епархиальные. Подчиняются архиереям (настоятелям). Руководителями таких общин являются игумены и игуменьи (наместники).
Службы в женских монастырях ведутся священниками-мужчинами, они же принимают исповеди. Ранее в монастырях были духовники – монахи, пользующиеся особым уважением. Сейчас их роль выполняет сама игуменья, которая руководит всей жизнью насельниц. В качестве юридических лиц монастыри располагают собственными банковскими счетами, на которые поступают пожертвования и другие средства. Управление монастырскими делами осуществляется Синодальным отделом.
Как устроена экономика монастырей?
Многие богатые обители живут за счет пожертвований паломников, которых привлекают хранящиеся в обителях святыни. К примеру, в самом богатом в России Покровском женском монастыре содержатся мощи святой Матроны Московской. Паломники оставляют в специальных кружках и ящиках пожертвования, покупают свечи, иконки, книги, продукцию, изготавливаемую монахами: мед, выпечку, хлеб, сыры, мыло, чаи из трав и т.д.

Общины участвуют в различных ярмарках, крестных ходах, требах, которые также приносят монастырям доход. Некоторые обители живут исключительно своим хозяйством или за счет пожертвований спонсоров. Преимущественно монастыри часть своих нужд обеспечивают самостоятельно. Насельники, работающие на подворьях, очень много трудятся: они занимаются выращиванием овощей, обслуживают коровники, пасеки и т. д. В некоторых мужских монастырях производятся лесозаготовки; многие из них напоминают колхозы или трудовые артели.

Как людей принимают в монастыри?
При поступлении в обитель необходимо указать данные паспорта, а также заполнить анкету, состоящую из вопросов об образовании, родственниках, судимости, военной обязанности, отношении к расколу, участии в сектах и других конфессиях. Не принимаются в монастыри несовершеннолетние, люди, содержащие на иждивении несовершеннолетних или недееспособных родственников, а также состоящие в браке.
Вначале новичок работает трудником, то есть бесплатным работником. Спустя какое-то время его включают в братию в качестве послушника и благословляют носить подрясник. Послушник живет с братией, выполняя правила монастыря.
На этом этапе он может вернуться к мирской жизни. По истечении трех лет (зачастую гораздо раньше) его постригают в монахи. Нередко в монашество приходят неготовые к нему люди, уходя, они становятся расстригами. При этом иеромонахи и священники теряют сан.
О монашеских должностях
РПЦ предусматривает 3 степени и 3 пострига: рясофор, мантию и схиму. Обязательными должностями в обителях являются, помимо наместника, должности благочинного (коменданта), казначея (бухгалтера), эконома (завхоза), келаря (заведующего столовой), ризничего (отвечающего за хозяйство).
В монастырях существуют обязательные должности. Кроме наместника, это благочинный - второе лицо, что-то вроде коменданта; казначей — бухгалтер, эконом — аналог завхоза, келарь — заведующий столовой и ризничий - отвечающий за храмовое имущество. Из них состоит собор, утверждаемый архиереем и принимающий основные решения в жизни обители. При желании монах может стать священником, дослужиться до сана иеродиакона, иеромонаха, архимандрита и даже епископа.
Как устроена жизнь в обители?
Весь распорядок в монастыре подчинен суточному и годовому кругам богослужения. Ежедневно совершаются утренние богослужения, которые начинаются в 5 часов. Их посещение является обязательным.

В некоторых монастырях за дисциплиной следит специальный послушник. По окончании литургии насельники совершают трапезу - завтракают в специальной трапезной. Около полудня монахи приступают к послушаниям — монастырским работам, от уборки территории до ведения бухгалтерской документации.
Далее следует обед, после него - короткий отдых, за которым братия опять принимается за работу.

В пятом часу вечера все опять собираются на обязательном вечернем богослужении. По его окончании все ужинают. Затем наступает личное время, которое используется насельниками для общения и чтения. Поздним вечером монахи собираются в храме на вечерней молитве или сами читают молитвы в своих кельях. Специальный послушник обходит всю обитель и проверяет, чтобы в окнах после 23-х не горел свет.

Послушников и трудников могут задействовать на работах и во время богослужений. Выйти за стены обители монахи могут, получив благословение старших братьев. Алкоголь приносить в обитель запрещено. Интернет здесь не приветствуется. Для разговора по телефону или связи с кем-либо в Сети монах должен получить благословение руководства. Телевизоры в монашеских кельях отсутствуют, за исключением келий игумена и старших братьев. С разрешения наместника насельники могут пользоваться смартфонами, компьютером и интернетом. В соцсетях имеется немало аккаунтов послушников, некоторые из них их заведены под монашеским, а некоторые — под светским именем послушника. Слушание музыки в плеере или чтение светских книг не запрещено.

Из первых уст
Бывших иеромонах одного из монастырей средней полосы России рассказал об этом так:
… утром все раненько встали, сходили на братский молебен, дальше монахи остались на основную службу, а послушники поплелись впахивать (с завтраком или без). Впахивают они до обеда и после: начальство вменяет себе в обязанность следить, чтобы народ не бездействовал (здесь мерилом работы считают усталость).
У монахов тем временем есть занятия попроще и благороднее: экскурсии водить, дежурить в храме, свечки крутить, … преподавать и ездить по социальным учреждениям, а также трудиться в епархиальном управлении…
По его словам, самое главное в монастыре – все делать по благословению, подчиняться дисциплине и ни в коем случае не проявлять свою личность.
Как правило, с послушниками никто духовные беседы не ведет, воскресные школы не устраивает, их задача впахивать и стараться не повеситься от тоски. Проще сказать: крепостные. Но это их выбор, который они могут изменить в любой момент.
«Исповедь бывшей послушницы»
Под таким названием не так давно вышла книга бывшей монахини Марии Кикоть, которая поведала, что нередко покинуть обитель иноков заставляют злоупотребления властью со стороны руководства и случаи насилия по отношению к нижестоящим.
Женщина несколько лет провела в Черноостровской Свято-Никольской обители и покинула ее после того, как полностью разочаровалась и в монашестве, и в самом православии.
В своей книге Мария рассказала о грубости, манипуляциях, психологическом насилии и издевательствах над монашками со стороны игуменьи, о стокгольмском синдроме, развившемся у инокинь и послушниц. Также она поведала о женщинах, оказавшихся в трудной ситуации: они приходили в обитель вместе с дочерьми, желая определить их в приют. Женщины оставались жить в монастыре, но им запрещали встречаться с детьми, а девочек наказывали за то, что те пытались встретиться с матерями.
Монастырь - оплот духовности?
Бывшая монахиня Наталья, которая провела в одном из подмосковных монастырей около восемнадцати лет, отвечает на этот вопрос отрицательно. Она рассказала журналистам о том огромном разочаровании, которое она получила, о моральном разложении в обители, о том, что монастырь втайне от церковного начальства ведет бизнес, в котором обогащается монастырская верхушка: ведет торговлю книгами и собаками.
Нереально тяжелый труд
Бывшая монахиня Наталья Мухина, ныне кондитер, рассказала о тяжелых бытовых условиях и поистине каторжном труде, которым приходилось заниматься инокиням:
Зимой мы валили лес, летом траву косили… Я коров доила, отелы принимала… Я все умею делать! Я умею работать пилой, меня ничем не напугать! Мы и траншеи копали для света и водопровода. Дождь, снег — все равно, мы стояли и копали. И представляете, это же все делали маленькие хрупкие девушки! И только попробуй сделать шаг влево или вправо. Тяжело физически было нереально!
Исказить саму суть веры
Одна из бывших монахинь, пожелавшая скрыть свое имя, рассказала о своем опыте служения Богу так:
Я верю, что Бог — это любовь. Но не церковь, не священники и не монахини. Там все было лживое. Там не было любви. Это было похоже на дедовщину в армии. Это же надо было так все исказить и забыть саму суть веры. То, что она держится на любви. И к Богу, и к людям.
Самое лучшее, что со мной произошло, это то, что мне удалось вырваться из монастыря…
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание