Считается ли верующим такой человек, который не ходит в церковь, а Бога признает
Считается, что все, кто верит в Бога и был крещен, непременно должны посещать церковь и не только по большим праздникам, а в каждое воскресенье отстаивать службу. Не делать этого для верующего – большой грех. Действительно ли это так? В последние годы все чаще люди высказывают свое нежелание идти в храм и объясняют свою позицию примерно так:
Многие, веруют в Бога, но не верят Церкви, и причина этого - сама Церковь. Чем привлекали паству Апостолы и первые проповедники? Они своей жизнью соответствовали тому, что проповедовали. Нестяжательство, человеколюбие, всепрощение, готовность идти на муки и смерть за Веру. Не на мерседесах с золотыми крестами, усыпанными бриллиантами и сапфирами, на огромных животах. Не торгующие совестью в угоду правящей власти. Без прейскурантов за совершение Таинств…
Верующие высказываются на форумах:
Церковь дискредитировала себя в глазах многих верующих. И это и есть основная причина отхода людей не от Веры, а от храмовой обрядовости…
Говорят также о том, что носят Бога в душе и не видят необходимости искать его в церкви. В Сети можно встретить и противоположные суждения на этот счет:
"Кому Церковь не мать - тому Бог не Отец", - сказал епископ Киприан Карфагенский еще в 3-м веке. Сейчас многие любят носить "Бога в душе", ничего не зная о Нем и не представляя, как должна выглядеть жизнь настоящего христианина. Только в храме можно участвовать в таинствах, получать Божью благодать и правильную информацию о Боге и христианской вере…
Кто прав из участников этой дискуссии?
О трех типах православных
Иерей Андрей Лобашинский выделяет три типа верующих:
- Немногочисленная группа активных прихожан с определенной степенью церковных знаний и выработанной церковной позицией, которая выражается в особо активной духовной жизни. Чаще всего такие православные встречаются в мегаполисах и столицах, на периферии они встречаются редко.
- Наиболее духовно уязвимая, склонная к участию в различных маргинальных течениях группа прихожан с незначительными церковными знаниями, отличающаяся духовной невоспитанностью и церковной неграмотностью. Этот тип подвержен влиянию различных лжепророков, способствующих церковным разделениям и расколам.
- Наиболее многочисленный тип верующих, которых правильнее было бы назвать обрядоверами, т. е. теми, кто, считая себя церковными, обманывается, верит не в Бога, а в обряды и суеверия. Вера людей, принадлежащих к этому типу, не имеет положительного духовного, канонического или догматического содержания.
Еретические мысли о вере и церкви
Святые отцы относят позицию человека, считающего, что если он крещен, значит, ему уготовано место в раю, к категории еретических. Они считают, что для спасения важно, как живет православный, ходит ли он в церковь, если нет, какие мысли его отводят от этого. По мнению священников, всякий раз, когда в воскресенье или в праздничный день люди отказываются идти в храм, они принимают очень важное, едва ли не самое главное для себя решение, влияющее не только на их сегодняшнюю жизнь, но и на вечную.
Откуда приходит мысль отказаться от посещения церкви? Людям кажется, что они это придумали сами. Но все мысли приходят к нам или от Бога, или от лукавого. Не трудно догадаться, кто посылает человеку мысли, препятствующие походу в церковь. Далее – о самых распространенных из них.
Наиболее частое оправдание
"Но я же посещаю храм…" - говорят верующие, пытаясь оправдаться: они время от времени бывают в церкви, запасаются там крещенской водой, святят куличи, участвуют в обрядах крестин, похорон и т. д., ставят свечку. Но они не подозревают, что церковь требует упорного труда и усердного учения. Как утверждают святые отцы, именно в постоянном очищении и духовном питании нуждается человеческая душа. Душа питается благодатью Святого Духа, которую получает в церкви. Это позволяет ей жить и духовно расти.
Основой веры является Христово Воскресение. Благодаря страданиям Христа на Кресте крещеные люди получили надежду на спасение. По словам священника Глеба Грозовского, прийти в воскресенье на литургию – значит, на деле подтвердить свою любовь к Богу.
Участвовать в литургии — значит жить одной семьей, и это не просто христианская обязанность человека, считающего себя православным, а необходимая потребность его души. Потому что когда любишь людей, тогда стремишься к единению с ними. Это единение с Богом и братьями и сестрами по вере происходит в храме.
Батюшка считает, что просьба провести крещение индивидуально, то есть отдельно от других христиан, и им подобные свидетельствуют о том, что другие прихожане не воспринимаются человеком в качестве братьев и сестер.
При нормальных отношениях муж и жена живут вместе, любят друг друга, вместе несут тяготы семейной жизни не потому, что они обязаны это делать, а потому что любят друг друга и не могут иначе… Но так же бывает и с христианскими обязанностями. Мало сказать: «Я православный» или «Господи Иисусе, я люблю Тебя», надо делом подтвердить свои слова… Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 15), то есть на деле подтвердите свою любовь ко Мне… Человеку надо определиться: либо я люблю Бога, во имя Которого крестился и, соответственно, живу по Его заповедям, либо я только говорю, что люблю Его, а живу по своим принципам..
Если у человека по воскресеньям бывают более важные, нежели церковь, дела, это означает, что главной целью его жизни пока еще является отнюдь не спасение его души.
О Таинстве Причастия
«У меня Бог в душе», - говорят другие, полагая, что при этом нет необходимости идти в церковь. Но они сильно ошибаются. Если бы в их душе действительно был Бог, тогда бы они стремились в церковь, где находится множество икон с Его изображениями, чувствуется Его присутствие и разлита Божья благодать. По утверждениям представителей церкви, всего этого боится дьявол, особенно его пугают крестное знамение, крещенская вода, а также Тело и Кровь Христовы, которыми люди причащаются в церкви.
По словам преподобного Серафима Саровского: "Кто причащается, спасен будет. А кто не причащается – не мню…"
Отцы церкви утверждают, что для спасения верующим необходимо регулярно исповедоваться и причащаться, а это возможно только в храме.
Вот как о Таинстве Причастия говорит священник Глеб Грозовский:
…В Православии возможно не просто общаться с Богом (молиться), а быть с Ним в полном единстве, причащаться. Причащаться Ему, то есть становиться Его частью и принимать Его Самого внутрь себя. Таким образом, через причащение Богу в Иисусе Христе человек уподобляется Ему, получая от Него любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие… Наш Бог Иисус Христос не словом, а делом явил Свою любовь к нам…
Одной из важных причин, почему человек должен посещать церковь, является необходимость в покаянии. Отец Глеб Грозовский поясняет:
Некоторые, загрязняя себя грехами, не стремятся к тому, чтобы омыться покаянием. Слово «покаяние» (греч. — «метанойя») означает не просто признание своего греха, оно предполагает непременное изменение образа мыслей и действий,
Покаяние — это не констатация факта, что я — грешный человек, а конкретное действие, ведущее к изменению образа жизни. Если медлим, то мы все более укореняемся в грехе и нам трудно его победить… Подобным образом человек, полюбивший грех, становится рабом своей плоти, а не рабом Божьим.
Другие отговорки
Я еще не созрел...
Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой...
В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться...
Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение...
Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?
Все эти и многие другие отговорки шлет людям дьявол, для того чтобы отвадить их от посещения храма. Но на каждую из них ваш батюшка даст вам резонное возражение. Надо только потрудиться над собой и смиренно подойти к нему со своими проблемами.