22 ноября "Запорожцу" исполняется 60 лет: вспоминаем, какая модель была прототипом, и оцениваем стоимость "ушастого"

60 лет назад, с 22 ноября 1960 г., Запорожский завод «Коммунар», позднее ставший «Запорожским автомобилестроительным заводом», начал выпускать легендарный автомобиль «Запорожец». Прообразом для «народного автомобиля» послужил итальянский «Fiat-600».

Задача — сделать машину для народа

В 50-х годах прошлого века в СССР начали серьезно задумываться о создании т.н. «народного автомобиля». Основными его характеристиками должны были стать небольшие габариты, неприхотливость, простота в обслуживании и ремонте. Стоит отметить, что в это же время интерес к таким автомобилям, которые стали называть микролитражками, отмечался во всем мире, и особенно в Европе.

Итальянские корни

Создавая ЗАЗ-965 конструкторы ориентировались на дизайн и инженерные решения автомобиля «Фиат-600» Данте Джакозы.

Итальянец Данте Джакоза — один из самых известных в мире конструкторов автомобилей. После Второй мировой войны он 25 лет проработал главным инженером итальянской Компании FIAT. Его творениями стало множество известных автомобильных моделей, среди которых "Фиат-600", "Фиат-1800", "Фиат-2100", "Фиат-126", "Фиат-128". И, конечно же, "Фиат-124", который послужил основой для легендарной «копейки» — ВАЗ-2101.

Прототип

В создании первой советской микролитражки учитывались доводы министра автопрома СССР Николая Строкина и автоконструктора Андрея Липгарта. Согласно их пожеланиям, новым авто должна быть машина заднепроходная.

Прототип первого «Запорожца» выпустил АЗЛК под индексом 444. У машины было фиатовская подвеска, но с колесами большего размера (13 дюймовые). Силовой агрегат — мотоциклетный двигатель. Он отличался малой мощностью и недолговечностью. Более того, установка его под капот сталкивалась с рядом проблем. В целом «Москвич-444» 1957 года, которых было сделано 5 экземпляров, получился неудачным, «не живучим» гибридом мотоцикла и автомобиля.

В это же время становится ясно, что Московский автомобильный завод, в связи с большой загруженностью, производить микролитражку просто не в состоянии.

В связи с этим было принято решение Запорожский завод «Коммунар» подготовить к производству нового автомобиля. Двигатели должен был поставлять Мелитопольский завод (МеМЗ).

Рождение «горбатого»

Автомобиль доделали к 1959 году. На суд экспертов представили новую версию машины: с иным двигателем, модернизированными тормозами, измененной передней подвеской (скопированной уже с «Фольксвагена»). Детище советских инженеров, совместившее в себе черты двух автомобилей иностранного производства, зарубежная пресса назвала «Фолькс Фиатович», намекая тем самым на откровенный плагиат.

Однако микролитражка руководству Советского Союза понравилась. Хрущев дал «добро» на выпуск машины, но с условием — цена на нее должна быть меньше 20 тыс. руб. (средняя заработная плата в СССР в 1959 году была 780 руб.). Стоимость ЗАЗ-965 составляла 18 000 руб. В 1961 году, после деноминации рубля в 10 раз, она стоила 1800 руб., в 3 раза меньше, чем престижная «Волга».

Для 60-х годов прошлого века «Запорожец» получился качественной машиной. У него была приличная проходимость. Он отличался экономичностью, прочностью, простотой в обслуживании. Основные недостатки: тесный салон, небольшое багажное отделение, шумный мотор с малой мощностью.

В ценах 2020 года первый «Запорожец» обошелся бы покупателю в 186 тыс. руб.

К базовой модификации постепенно добавлялись новые. ЗАЗ-965 стали выпускать с ручным управлением, с правым рулем, это был экспортный вариант под названием «Ялта».

Новая машина стала в СССР поистине народной маркой. 965-й в народе любовно называли «горбатым», «жужиком», «запором», «пузыриком», «чебурашкой». Она была и объектом многочисленных анекдотов.

Всего первую модель «Запорожца» выпускали 9 лет. Следующий ЗАЗ-966 был больше, просторнее и дороже.

Новые модели и конец истории

В середине 60-х годов XX века с конвейера «Коммунар» вышла новая модель «Запорожца» — ЗАЗ-966. К машине сразу же приклеилось прозвище «ушастый» благодаря заметным элементам — торчащим по бокам кузова воздухозаборникам.

Очередной рестайлинг произвели в 1972 году. Машина получила новый номер — ЗАЗ-968.

А через 7 лет была выпущена последняя модель — «Запорожец-968М», имеющая «жабры» вместо «ушей». Она выпускалась рекордные 15 лет. Стоил автомобиль 6 240 руб., что в ценах 2020 года составляет 248 тыс. руб.

В 1994 году выпуск «Запорожцев» был прекращен. История славной торговой марки закончилась.

Всего «Запорожцев» выпустили около 3-х миллионов штук. Для Советского Союза с 300-миллионным населением — это, конечно, немного.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Можно ли сделать из «Запорожца» рестомод ?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.