Почему разработка игр дорожает и к чему это нас приведет

В далеком 2016 году мы все удивлялись, что игры стали продаваться по 60$ за копию. В 2021 году компании подняли ценник до 70$. А уже в 2025 году ходят слухи, что новые игры будут стоит 80$. На вопрос, что происходит с ценообразованием, игровые студии отвечают просто: «разработка игр дорожает». Чтобы понять, действительно ли это так, а не водят ли нас за нос ушлые маркетологи, давайте разберемся, из чего складывается цена на игру. Благо, что журналист Джейсон Шрейер нам это объяснил.

Бюджет проекта

Первое и самое очевидное - это сколько денег было вложено в разработку проекта. Если мы взглянем на последние релизы, то увидим просто колоссальные суммы:

  • Skull and Bones -120 миллионов долларов;
  • Last of Us Part II - 220 миллионов долларов;
  • Call of Duty: Black Ops 6 - 700 миллионов долларов.

Разумеется, есть и игры с более скромными сюжетами (о них мы еще поговорим), но основное внимание геймерского сообщества приковано именно к AAA-тайтлам.

Выплаты заработной платы сотрудникам (сценаристы, художники, аниматоры, программисты) - это основные траты, с которыми сталкиваются компании при разработке видеоигры. В среднем разработчик компьютерных игр получает 2100$ в месяц. Умножьте эту цифру на 200-300 человек и вы поймете, во сколько обходится разработка видеоигры каждый месяц.

Но бюджет - это не только заработные платы. Сюда также стоит отнести траты на рекламу и маркетинг. Если компания арендует помещение, оборудование или игровые ассеты (например, движок Unreal Engine 5), то ей так же приходится это учитывать. В итоге бюджет раздувается еще сильнее. И чем больше затрат, тем выше потенциальная стоимость продукта.

Спрос на игры в открытом мире

Самый популярный журналист в игровой индустрии Джейсон Шрейер считает, что отчасти высокие цены на игры - это «заслуга» самих геймеров. Игровое сообщество очень пристрастилось к играм с открытым миром. Такие тайтлы раскупаются, как горячие пирожки на автовокзале. А ведь главный принцип рыночной экономики говорит, что чем выше спрос, тем выше цена.

Откройте свою библиотеку Steam и посчитайте, сколько в ней игр с открытым миром. Также посмотрите на статистику, в каких тайтлах вы провели больше всего времени в прошедшем году. Наверняка, среди них будет какой-нибудь Skyrim, Assassin’s Creed или GTA V. А ведь проекты с открытым миром крайне затратно разрабатывать, поэтому игровые компании смело «лепят» на них максимальный ценник.

Но тут нельзя не упрекнуть Джейсона Шрейера в том, что он немного лукавит. Ведь если вы цены на видеоигры зависели только от наличия в них открытого мира, то бюджет новой части Call of Duty не уходил бы за 0,5 миллиарда долларов. Так что игроки, конечно, виноваты в том, что они пристрастились к огромным тайтлам, но это не отменяет вины геймдизайнеров.

Неумелые геймдизайнеры

Игровая индустрия развивается стремительными темпами. Это значит, что появляется все больше команд разработчиков, которым нужны специалисты в лице геймдизайнеров. Нанять действительно хорошего специалиста - большая удача, поскольку экспертов без работы не так много на рынке. А вот «зеленых» геймдизайнеров, которые не понимают, в каком направлении должен двигаться проект, чтобы привлечь внимание аудитории, - хоть отбавляй.

Если во время разработки компания понимает, что геймдизайнер не справляется со своей работой, то им приходится нанимать нового человека. Он в свою очередь приносит в проект новое видение. В итоге команде разработчиков нередко приходится отказываться от старых, но уже готовых решений. Сроки выхода затягиваются, а денег на разработку тратится все больше и больше. Кто должен все это покрывать? Правильно, покупатель.

Скидки на игры

В народе не зря ходит поговорка, что как только в Steam стартует сезонная распродажа, нужно срочно прятать кошельки. Старина Гейб так и стремится продать нам игры по самым выгодным предложениям. Иногда скидки достигают 95%, благодаря чему удается закупиться десятками пусть и не самых свежих, но крайне интересных игр.

И, казалось бы, вот оно спасение - распродажи. Но тут не все так просто. Ведь свежевышедшие игры крайне редко получают скидку больше 15%, а то и вовсе оставляют «серый ценник». К тому же, игровые компании прекрасно осознают, что рано или поздно им придется участвовать в распродажах. И, чтобы не потерять слишком много, изначальный ценник должен быть завышен.

А что же делать тем, кто не хочет ждать распродаж? Предположим, вы ушли в отпуск и хотите пару недель провести в виртуальных мирах. А тут еще и свежая часть «Колды» как раз вышла. Вот на таких людей и рассчитаны фулл-прайсы. Те, у кого есть деньги, чертыхнутся, увидев ценник на новую часть любимой игры, но все-таки ее купят. В конце концов платежеспособных геймеров абсолютное большинство.

Банальная инфляция

Не стоит забывать и о том, что в современном мире дорожает не только разработка видеоигр, но и производство любых других товаров. Инфляция присутствует даже в самых экономически развитых странах, в том числе и США, где сосредоточено большинство игровых студий.

Люди хотят кушать, ездить на автомобилях, отдыхать на море, и для всего этого им нужны деньги. Государству приходится печатать все новые и новые банкноты, так что доллар или любая другая валюта просто обесценивается. В итоге все это сказывается и на конечном потребителе - геймерах.

Профсоюзы и забастовки

В последнее время на Западе большой популярностью пользуются профсоюзы. Особенно это касается IT-сектора, где люди объединяются в группы и делятся своим опытом. Если кто-то из разработчиков видеоигр чувствует, что им платят недостаточно, то они устраивают забастовки, что в свою очередь раздувает бюджет проектов и потенциальную стоимость продуктов.

Из недавних примеров: забастовка актеров озвучки компании HoYoverse, которым показалось, что им мало платят. Она продолжалась несколько месяцев, в итоге компании пришлось нанимать людей на стороне, что привело к дополнительным тратам. Это спровоцировало рост цен на микро-транзакции. Если бы перед нами была не условно-бесплатная игра, а премиальный продукт, мы бы вполне могли увидеть рост ценника.

Что станет с ценами на игры в будущем

Если ничего экстраординарного происходить не будет, то цены на игры будут увеличиваться вместе с инфляцией. В этом случае ничего страшного не произойдет. Однако, предположим, что Steam вместо 30% за продажу будет забирать себе 50%. Это сразу же увеличит ценник на 20%, а то и больше.

К тому же, все больше инвестиционных компаний вкладывают деньги в разработку видеоигр. Эти ребята заинтересованы только в том, чтобы заработать как можно больше. Поэтому через несколько лет мы можем столкнуться с тем, что большинство игр с открытым миром продаются по 100$.

Судя по тому, что 2025 год уже начался с массовых увольнений в игровых компаниях, многие крупные тайтлы опять могут сдвинуть дедлайны. Постоянная текучка кадров приведет к росту затрат на разработку, так что уже в ближайшие 12 месяцев мы можем увидеть рост ценника на видеоигры.

Инди-сектор как спасительная соломинка

Что действительно может спасти игровую индустрию, так это небольшие команды разработчиков, которых в последнее время появилось очень много. Они создают простенькие игры, что не отличаются технологичной графикой, но зато в них есть интересный геймплей.

Взять тот же Stardew Valley, который был разработан одним человеком, но смог продаться тиражом в 20 миллионов копий только на ПК. И таких историй появляется все больше и больше. Да, у инди-студий нет большого бюджета на рекламную компанию, но они привлекают внимание низкой ценой в 5-10 долларов за игру.

Лучшее, что мы с вами можем, - это голосовать рублем за подобные игры. Понятное дело, что рано или поздно от «индюшатины» устанешь. Но покупать каждый AAA-тайтл за 5000-7000 рублей, а затем удивляться, почему цены на видеоигры растут в геометрической прогрессии - верх безумия.

Комментарии