К чему приведут идеи общества потребителей, которым люди пытаются следовать
Потребление – это естественная надобность человека, которому просто необходимо каждый день есть, одеваться. Кроме этого, человеку необходим досуг, когда можно расслабиться, отдохнуть, набраться сил. Но современное общество часто называют обществом потребления, когда неудержимое потребительство становится приоритетной философией жизни, ведущей к товарному фетишизму – поклонению вещам.
Общество потребления: было ли оно в Советском Союзе
Общество потребления как норма жизни возникает только в случае избытка товаров. В послевоенные годы, после разрушительной войны, перед советским правительством стояла другая задача – накормить страну, дать людям все необходимое для жизни, восстановить разрушенное жилье и хозяйство.
В стране был дефицит на многие товары народного потребления, то есть покупательская способность населения намного опережала выпуск новых товаров. Конечно же, общества потребления в том смысле, как мы его понимаем сегодня, в СССР не было, но некоторые черты его все же можно было встретить.
Например, статус человека и его положение в обществе можно было определить по вещам, которые он носил, квартире, где жил, машине, даче и многому другому. Были престижные школы, поликлиники, вузы.
Главное, почему мы можем твердо заявить, что общества потребления в СССР не было, – это наличие и пропаганда общечеловеческих ценностей, культурное развитие и отсутствие рекламы. Она была не нужна, так как государство было единственным производителем.
СССР был лакомым куском для трансконтинентальных корпораций, между которыми шла борьба за рынки сбыта. Хотя к концу XX века переизбыток производства товаров еще не был критическим, но советская внутренняя политика, направленная на рост собственного производства, сильно раздражала и напрягала руководителей корпораций. Тем более что она шла вразрез с их интересами, делая ставку на качество товаров.
Поначалу после распада СССР весь залежалый товар хлынул на российские рынки, но вмешался Китай, который буквально заполонил Россию низкокачественным и дешевым барахлом, появилась реклама, которая насаждала импортный товар.
Приватизация поставила крест на практически всех предприятиях, выпускающих продукцию народного потребления. Яркие и броские этикетки позволили подменить качественные продукты дешевым суррогатом.
Общество потребления как образ жизни
В России, идущей по стопам ведущих стран Европы и Америки, потребление стало образом жизни для многих людей. Оно давно вышло из рамок обычной покупки вещей. В обществе потребления товар уже не рассматривается с точки зрения необходимости и пользы, а только как средство выделиться среди окружающих, получить некий статус. Вещи приобрели знак успешности в обществе.
Но предложение товаров всегда идет с опережением спроса. Это замкнутый круг, в котором человек обречен на постоянное приобретение ненужной продукции. Основой чрезмерного потребления всегда являются самые низменные чувства человека – гордыня, жадность, стяжательство и другие.
Реклама как основная составляющая общества потребления
Она повсюду: дома, на работе, в транспорте, даже тогда, когда мы смотрим кино, на нас действует скрытая реклама. Зачастую, рекламируя какую-нибудь марку товара, нам навязывается модель поведения.
Сюжет большинства фильмов до убожества прост. Постоянный мордобой и насилие на экране закручены вокруг огромных денег. Это убеждает человека, что в мире только деньги сила. Не нужно думать, что надеть и купить, как поступить, - за тебя все решает производитель, вложивший в рекламу немалые деньги.
Именно поэтому в обществе потребления обесцениваются человеческие ценности, умирает духовность – доброта, милосердие, любовь к ближнему. Человек, наделенный такими качествами, становится изгоем общества. Его ценят только за материальное благосостояние – наличие домов, машин, дорогих гаджетов и т. д. Произошла подмена ценностей. Вещизм заменяет человеку духовность, культуру.
Покупаем, чтобы выбросить и снова купить
Существует такое понятие, как «экономика роста». В ее основе лежит рост выпуска товаров широкого потребления, цель которого не удовлетворение потребностей покупателя, а рост ради получения большей прибыли. Для этого требуется, чтобы люди постоянно покупали. А если у человека уже есть подобная вещь и она хорошего качества, то как его заставить приобрести ее снова?
Значит, нужно снизить срок эксплуатации. Это называется «запланированным старением» товара. Сюда входит как заниженный технический срок эксплуатации, так и не менее действенный срок модности, популярности.
Чем опасно общество потребления
Чрезмерный выпуск товара и его потребление порождает истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды. Современные технологии позволяют производить не только товар, но и яркий упаковочный материал, который не утилизируется самой природой, он не разлагается в воде, почве, на воздухе. Миллионы его тонн находятся на свалках.
В Мировой океан ежегодно выбрасывается 12 тонн мусора, большую часть которого составляет одноразовая пластиковая тара и упаковка. Кроме этого, при производстве товаров в воздух выбрасывается огромное количество вредных веществ, забираются водные ресурсы, а отработанная и загрязненная вода выбрасывается обратно в реки, убивая в них все живое. Наверное, пришло время задуматься, в каком мире будем жить мы и наши дети.
Можно ли избавиться от чрезмерного потребления
Это зависит от каждого человека. Не покупайте ненужный товар, не захламляйте свое жизненное пространство. Прежде чем что-то купить, подумайте: "Для чего это мне нужно и могу ли я без этого обойтись?" Сегодня новые технологии переработки отходов дают неплохие результаты, так что надежда есть. А начинать всегда нужно с себя.