"Режиссер должен казаться умнее, чем есть": воспоминания и цитаты Марка Захарова

Марк Захаров - великий советский, российский режиссер, сценарист, литератор, педагог и общественный деятель. Он был преданным мужем, другом, руководителем. У него были самые высокие награды СССР и России. После себя он оставил театр «Ленком» и миллионы почитателей его таланта.

Начало

В юном возрасте Марк Захаров писал юмористические рассказы и благодаря своей матери полюбил театр, но не видел себя в нем. Окончив школу, молодой человек поступал в архитектурный институт, но не прошел по конкурсу. В военную академию не взяли из-за отца, который был судим по политической статье, в МИСИ провалился.

Его мама посоветовала подать документы в Школу-студию МХАТ, но опять провал. Он подает документы в ГИТИС и поступает, несмотря на то что отец был судим, а дед по матери воевал в армии Колчака, бежал и проживал в Австралии. После окончания вуза его распределяют в Пермь. Здесь он прожил четыре года. Именно в Перми актер понимает, что он хочет не играть на сцене, а ставить спектакли.

В 1959 году он возвращается в Москву с женой Ниной Лапшиновой, которая покорила его одной фразой - «Захаров-Презахаров»:

С женой мы познакомились в институте, она произнесла всего одну фразу, которая меня покорила, и я стал относиться к ней как к некому чуду. Она сказала: "Захаров-Презахаров". И вот это "Захаров-Презахаров" я запомнил на всю жизнь. У нее был какой-то лексический талант.

Они прожили вместе 58 лет, и для него она на все эти годы оставалась музой. Именно супруга поддержала его желание ставить спектакли.

В Москве он поступает на службу в театр им. Горького и начинает писать. В нем окрепла уверенность в том, что его призвание – режиссура. Свои первые спектакли «Дракон» (Е. Шварц) и «Карьера Артуро Уи» (Б. Брехт) он поставил в студенческом театре МГУ. Еще на раннем этапе своей режиссерской деятельности ему нравилось управлять «актерским организмом»:

Начну с того общепланетарного открытия, которое сделано задолго до моих писаний: основная ценность театра — актерский организм, обладающий мощной энергетикой и гипнотической заразительностью, развивший свои нервные, психические ресурсы до высоких степеней, неподвластных строго научному измерению.

В 1967 году он поступает в Театр сатиры, где первой его постановкой был спектакль «Доходное место» (А. Островский), который имел значительный успех. Здесь он проработал 6 лет, в течение которых поставил 7 спектаклей и приобрел верных друзей и единомышленников - А. Миронова и А. Ширвиндта.

Наиболее удачными и популярными были спектакли «Проснись и пой» по пьесе М. Дярфаша, «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Б. Брехта.

Театр Ленинского комсомола

В 1973 году его назначают главным режиссером и художественным руководителем театра Ленинского комсомола, где он проработал 46 лет. Именно с этим театром связана большая часть его творчества.

Здесь ставились самые знаменитые спектакли, которые сразу же становились классикой. Удивляют его мысли о театре:

Я считаю, что театр – это праздник. Только, конечно, он должен быть умным, опираться на какие-то глубинные раздумья о жизни.

Уже первый спектакль «Тиль» становится событием в театральной Москве. Далее идет спектакль «В списках не значился» по мотивам произведений Б. Васильева. В 1976 году состоялась премьера нового шедевра, о котором заговорила страна, - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

В 1981 году состоялась премьера спектакля «Юнона и Авось», который подобно бомбе взорвал театральную Москву. Это было время, когда выстраивались длинные очереди за билетами в "Ленком", люди плакали и смеялись на спектаклях. Это был расцвет театра, его золотое время.

В спектаклях в разное время были заняты выдающиеся актеры: Е. Леонов, О. Янковский, И. Чурикова, А. Збруев, Н. Караченцов, А. Абдулов, Е. Шанина и многие другие, которые составляли гордость советского и российского театра и кино.

Да, он был авторитарным, вспыльчивым. Все должны были подчиняться его замыслам, но, как показала жизнь, это был верный путь к успеху. Позднее он напишет в воспоминаниях:

Так уж подло устроен театр — от самочувствия одного-единственного человека подчас зависит результативность работы огромного коллектива.

Работы в кино

Еще в 1972 году Марк Захаров совместно с А. Орловым попробовал себя как режиссер в фильме «Стоянка поезда - две минуты», через 4 года снимает свой знаменитый фильм «12 стульев» с А. Мироновым в главной роли. Но все было впереди. Следующие 5 его фильмов – это классика, верх мастерства. Грустная и смешная сказка «Обыкновенное чудо» по сей день является любимым фильмом россиян.

Через год после него увидел свет фильм «Тот самый Мюнхгаузен» с О. Янковским в главной роли. Кроме того, в фильме снялась И. Чурикова, И. Кваша, Е. Коренева. Далее были фильмы «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и его любимый «Убить дракона».

Талантливый сценарист

Марк Захаров был выдающимся сценаристом. Им написаны многие сценарии, не только к своим фильмам. Он писал смешные миниатюры для известного кабачка «13 стульев», по его сценарию сняты такие фильмы, как «Земля Санникова», «Звезда пленительного счастья», «Узник замка Иф» и многие другие. В его спектаклях, фильмах, сценариях много грусти, тонкой иронии, юмора и правды жизни.

Комментарии