Раз в году их вывозили на прогулки в сад: как жили благородные девицы в Смольном

Смольный институт благородных девиц был первым женским учебным заведением, овеянным длительное время особым ореолом романтики. Окружающие были уверенны в том, что отсюда выйдут женщины абсолютно нового типа. Однако воспитанницы Смольного о жестком режиме воспоминания хранили не самые теплые.

Не каждый выдержал бы

Итак, в чем же заключались сложности? В первую очередь, в строгом распорядке. В шесть утра необходимо было подняться по звонку. Поспать даже лишнюю минутку не удавалось, так как дежурные с девушек одеяла просто срывали. В семь часов утра воспитанницы шли на общую молитву, после чего скудно завтракали в столовой института. Перемещались девушки по заведению строем, при этом ни единого звука издать не имели права. Построение повторялось столько раз, сколько считала нужным это сделать классная дама. Важно было, чтобы она осталась довольной.

Страдали воспитанницы Смольного также и от скудного питания. Девушки даже дрались за кусок хлеба, грызли грифель, мел и бумагу.

Не меньшие страдания им причинял холод. Спали девочки под парой простыней, легким одеялом и в простой рубашке. Температура воздуха при этом даже восьми градусов не достигала.

Воспитатели считали, что холод и голод пойдут на пользу девушкам. На самом же деле, несчастные получали хронические заболевания, проблемы с осанкой, ногтями, волосами.

Без общения, без семьи

В это учебное заведение принимали дворянских дочерей и дочерей высших чиновников. Поступали девочки в шестилетнем возрасте и до совершеннолетия от семьи своей были оторваны. Покидать стены Смольного воспитанницы не имели права. Иногда встречаться с родными могли только те, чьи семьи проживали в Петербурге. И только под присмотром классной дамы. Остальные писали письма, проходившие цензуру. Над теми, кто тосковал по дому, было принято смеяться.

Какое-то время девушек вывозили на светские мероприятия и на прогулки. Однако в XIX веке это делать перестали. Ученицам разрешалось с тех пор лишь по полчаса на территории институтского сада гулять. Раз в году можно было выехать также в Таврический сад. Вход для других посетителей был в это время запрещен. Эта оторванность от внешнего мира и привела к появлению такого понятия, как «институтка», которое стало символом жеманности, оторванности от жизни и чрезмерной впечатлительности.

Смириться и покориться

Телесные наказания были запрещены. Классным дамам приходилось искать иные способы воздействия на воспитанниц. К примеру, за любую провинность следовало публичное унижение. Например, не заштопала носок. Значит, его прикрепят к платью, чтобы все увидели, что ты ничего не умеешь. За другие провинности девочек лишали передников или заставляли есть стоя. Почему так? Поводом мог быть ночной энурез или спор с преподавателем, любопытство, лишние вопросы и вообще любое проявление характера. Девушка должна была быть скромной, покорной и покладистой – такой, какой необходимо быть в будущем примерной послушной жене.

Разделяли всех воспитанниц на четыре возраста - по три года на каждый. Им выдавалась форма конкретного цвета: младшим – кофейная, от 9 до 12 лет – синяя, от 12 до 15 – голубая, старших же облачали в белое. Особо отличившимся выпускницам выдавали золотой вензель с инициалами самой императрицы.

Образование воспитанниц

А вот уровень образования в учебном заведении изначально был более чем достойным. Девочки учили точные, гуманитарные, естественные науки, а также занимались рукоделием, рисованием и музыкой. Только в XIX веке наукам уделять должное внимание перестали. Упор сделали на танцы, пение и музицирование.

Окончив Смольный, в обществе девушки приживались плохо. И это неудивительно. Эти барышни действительно были оторваны от реальной жизни. Запрограммированные особы.

Комментарии
то восполнить "пропущенное" почти невозможно(посмотрите историю детей маугли). С учебой: тут все правильно. Рукоделие- правильно. Мелкая моторика и терпение. Музыка, пение... Тут бы я сделал факультативно. А вот хор обязательно. Чтобы вообще не остались в стороне от музыки и её восприятия. А главное, в нынешних реалиях, чтобы учеба в таком заведении давала некие преференции в дальнейшем обучении, как например у выпускников Суворовских и Нахимовских училищ. Вообще интересная тема.
Ну, что сказать! Правы были предки! Другое дело, что режим "содержания" конечно требует корректировки. "Скудная еда". Она должна быть не скудной, но биологически достаточной со всеми необходимыми витаминами и пр. элементами, чтобы организмы росли правильно и были здоровыми. Полная изоляция, это конечно перебор. У детей нет свободного времени, есть окна возможностей развития определенных областей мозга. Почти всегда эти процессы идут параллельно. Но, когда "окно возможностей" закрывается, то восп