Забастовка, лошадь и замшевая куртка Ганжи: истории со съемок Александра Збруева
Становление Александра Викторовича как актера происходило в советские годы, когда кинематограф выпускал светлые, добрые и человечные картины. Поэтому сейчас Збруев снимается не так часто и принимает только интересные предложения.
Сегодня, 31 марта, в день когда Александр Викторович празднует свой 84-й день рожденья мы решили вспомнить лучшие роли талантливого актера.
"Мой младший брат" (1962)
Юный Дима Денисов (Александр Збруев) решает вместе с друзьями отправиться в путешествие, чтобы получить новые впечатления и отдохнуть от выпускных экзаменов. Уговоры старшего брата о том, что нужно думать о будущем и готовиться к сдаче экзаменов в вуз, на парня не действуют. Дима хочет жить по своим правилам.
С тремя друзьями поехала и тайно влюбленная в главного героя одноклассница Денисова. Для путешествия молодежь выбрала Эстонию. Совсем скоро, оказавшись вдали от родного дома, ребята поймут, что самостоятельная жизнь требует ответственности за поступки, готовности трудиться и делать верный выбор.
Картина "Мой младший брат" стала первой в карьере молодого Збруева, который стал инициатором забастовки. Подобная выходка при неблагоприятном раскладе могла стоить ему роли. Дело в том, что молодых и никому не известных на тот момент актеров поселили в один номер, где не было горячей воды и других удобств. В тот день сцену снимали на пляже и ребята заявили директору, что не покинут съемочную площадку, пока каждому из них не дадут отдельные номера и обязательно с горячей водой: у них же грим, как его смывать?
Из воспоминаний Александра Викторовича:
И директор решил нас проучить. Все уехали, а мы втроем сидим на этом пляже, холодрыга жуткая, мы в морилке... Проходит где-то часа 1,5-2, приезжает директор говорит: "Добились своего". Мы приезжаем в гостиницу. У каждого отдельный номер. Есть горячая вода. Это был случай довольно знаменательный, когда мы пошли против всей группы и против дирекции.
Скандал продолжения не получил и, к счастью забастовщиков, фильм "Мой младший брат" принес им огромную популярность. Позже напишут, что молодые ребята вытянули "Звездный билет". Именно так называлась повесть В. Аксенова, по которой сняли картину.
"Большая перемена" (1973)
Это история о высокомерном и старомодном историке Несторе Северове. На экзамене в аспирантуру мужчина уступил своей невесте Полине. Оставшись наедине с чувством обреченности, он отказывается от мечты о науке, бросает свою девушку и устраивается работать в школу. В "вечерке" преподают исключительно женщины, а за партами сидят работающие люди.
Нестору придется разбираться в семейных и рабочих проблемах своих учеников. Здесь и влюбленная в Северова Нелли, прогульщик Геннадий Ляпишев, хулиган Григорий Ганжа, а также давний поклонник невесты Нестора - Ваня Федоскин.
На роль обаятельного Ганжи пробовались Станислав Садальский и Александр Филиппенко. Был еще один претендент - Михаил Стародуб. Но все-таки роль досталась Александру Викторовичу.
Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем Ганжа. Когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришел!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя – ради бога, чего хочешь! И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов.
Детство Александра Збруева прошло на улицах Арбата в компании местной шпаны. Возможно, поэтому он так убедительно сыграл своенравного и хулиганистого героя. Ведь именно роль Григория Ганжи стала самой популярной в его фильмографии.
Александр Викторович и в жизни привык отстаивать свое мнение. У него всегда было собственное видение образа героя и многим режиссерам это не нравилось. Например, в "Большой перемене", где все актеры в сцене на заводе были одеты в робу, Збруев категорически отказался ее надевать. Его даже не смутили возмущения режиссера, что человек не может работать на заводе в замшевой куртке. Но Александр был непреклонен. А что в итоге? Стильная замшевая куртка придала образу Ганжи особый шик.
"Пядь земли" (1964)
Это картина о военном лете 1944 года. Главные герои защищают небольшой плацдарм, расположенный на правом берегу Днепра.
Судьбы фронтовика-комбата Алексея Бабина, медсестры Маргариты Тамашовой, лейтенанта Александра Мотовилова (А. Збруев) и храбрых рядовых-артиллеристов продемонстрированы в мирной обстановке. Уже через несколько часов произойдет очередная яростная атака противника и, к сожалению, не все останутся в живых.
"Два билета на дневной сеанс" (1966)
Александр Иванович Алешин (А. Збруев) - молодой сотрудник ОБХСС. Мужчина не чувствует в себе призвания быть милиционером и решает подать рапорт об увольнении. Начальство не возразило, но перед этим поручило последнее задание: выяснить подробности последней операции. Разгадка тайны валютчиков, которые купили и использовали два билета в кинотеатр на одно и то же место, втянула Александра в бурные события.
Кинокритик Всеволод Ревич писал:
А. Збруев — очень обаятельный актер с какой-то неуловимой ироничностью, и его Саше Алешину, естественно, симпатизируешь, однако найти в герое что-нибудь индивидуальное трудно.
Работу над ролью Александра в "типичном детективе по-русски" отметил и Сергей Кудрявцев:
А. Збруев сыграл в фильме два характера в одном, поскольку, изображая преступника, Алешин не перестает быть самим собой. Играя две ипостаси Алешина, он сам как будто менялся и взрослел на глазах.
"Опекун" (1970)
Это история про обаятельного тунеядца по имени Миша Короедов (Александр Збруев). Молодой мужчина живет с девизом "что бы ни делать, лишь бы ничего не делать" и ему это прекрасно удается. Однажды по просьбе своей знакомой Любы он становится опекуном пожилой женщины, которая является хозяйкой собственного дома в курортном городе. Надеясь на скорое получение гипотетического наследства, Мише приходится выполнять все просьбы и задания своей подопечной. А их у нее очень много!
Товарищ Короедова Алексей Тебеньков неоднократно предостерегал друга от чрезмерного усердия и рекомендовал найти для себя менее хлопотное занятие. Но влюбленный в Любу Миша продолжает опекать старушку. Встав на путь исправления, он вдруг узнает, что его подопечная совсем не немощная и нарочно выбирает к себе в помощники лодырей, чтобы им приходилось изрядно трудиться.
"Батальоны просят огня" (1985)
Осенью 1943 года шла непрекращающаяся битва за Днепр. Противоположную сторону реки уже давно заняли немцы. Командование советской армии, чтобы отвлечь соперника, бросает на прорыв 2 батальона. Солдаты должны были поддерживать авиационный и артиллерийский огонь, но в последний момент командование меняет план и два батальона остаются брошенными на произвол судьбы с приказом держаться до последнего.
Первый режиссер картины Александр Боголюбов не справлялся с батальными сценами. Поэтому было принято решение заменить его на Владимира Чеботарева. Изменения в режиссерском кресле повлекли за собой замену актерского состава. Эта участь коснулась и главных героев. Изначально образ капитана Ермакова должен был воплотить Юрий Демич. Но Чеботарев был недоволен его физическими данными и подготовкой. Поэтому на роль утвердили Александра Збруева.
Режиссер попросил весь актерский состав научиться конной езде. Александр Викторович, обещавший брать уроки вдруг подумал, что сможет справиться без специальной подготовки.
Из воспоминаний оператора картины Элизбара Караваева:
Ну конечно, все актеры занятые. Ходить на ипподром некогда, тут театр, кино, халтура. И Збруев не посещал. А во время съемок в сцене, где он сидит на лошади и идет диалог, при первом же шаге животного Саша скатился и приземлился на руку. В результате у него получилась трещина.
Треть фильма Збруев снимался в гипсе. Чтобы скрыть травму, костюмерам пришлось удлинить рукава гимнастерки.
Интересные факты о картине:
- съемки проходили на настоящих военных полигонах и актеры делили территорию с Министерством обороны;
- к работе привлекли профессиональных пиротехников, которые использовали настоящие бомбы, динамит и порох;
- "Батальоны просят огня" стал для Чеботарева делом всей жизни, поэтому он старался показать все в мельчайших подробностях, даже погодные условия - ливень, холод, грязь.
"Одинокая женщина желает познакомиться" (1986)
Вот что говорил Збруев о роли, сыгранной в этой картине:
После Ганжи в „Большой перемене“ мне часто предлагали схожие роли. И мне хотелось от этого уйти. Когда Криштофович предложил мне сыграть опустившегося человека, я тут же ухватился за этот материал.
Валентин не простой человек — он бывший артист, который спился. По сути, хороший человек. Зрительницы очень жалели его. В финале Клавдия прогоняет моего героя. Наши сердобольные женщины потом писали Ирочке Купченко душераздирающие письма: "Найди его, Клава!"
Главной героине фильма Клавдии 43 года и она никак не может построить личную жизнь. В один из очередных тоскливых вечеров она решает написать рукописное объявление о том, что желает познакомиться с порядочным мужчиной.
В тот же день в ее жизни появляется человек по имени Валентин - бывший циркач, без работы, без жилья, в разводе, с физическими и душевными травмами. Отношение к новому знакомому у Клавдии очень противоречивое. Женщине придется принять для себя важное и нелегкое решение...
"Шел четвертый год войны" (1983)
Осенью 1944 года недалеко от станции Марьино советские войска готовились к масштабному наступлению. Единственное, что настораживало наших солдат, - это скрытая в чаще "особая зона", где находились фашисты. Пока командование пыталось понять, что же задумывает противник, в это время один за другим стали пропадать разведывательные отряды. "Пролить свет" на происходящее не смог даже допрос пленных. Единственной пользой от фельдполицаев стала их форма. Чтобы наконец-то разгадать тайну "особой зоны" группа разведчиков решает переодеться в одежду пленных и отправиться в стан врага. К сожалению, уловка советских солдат сработала не на всех. Глава отряда капитан Спирин (Александр Збруев) получает тяжелое ранение и передает руководство своей возлюбленной - бойцу Надежде Мороз.
"Ты у меня одна" (1993)
Бывший боксер Евгений Тимошин (Александр Збруев) работает рядовым инженером. Однажды у него появляется возможность изменить свою жизнь к лучшему. Предложение переехать в Америку поступает от богатой и молодой женщины, которая с детства была влюблена в него. Вот только Тимошин всегда любил жену, а об эмиграции в Соединенные штаты даже не думал.
В основу картины легла пьеса Олега Данилова «Мы идем смотреть "Чапаева"». Кинематограф в то время переживал не самые лучшие времена, поэтому найти финансирование было сложно. На съемки потратили около 60 000 долларов, которые окупились с лихвой.
На этом проблемы не закончились. Модный гардероб для бизнесвумен из Америки искали по всей Москве. Особенно сложно было найти дорогую шубу - никто не хотел отдавать свою, а покупку бюджет не предусматривал. В результате шубу взяли в прокате и тряслись над ней больше чем над всем актерским составом.
Для картины нужны были не просто муж и жена, а супружеская пара, которая прожила вместе много лет и не растеряла интереса друг к другу. После утверждения на роль Александра Збруева режиссер стал уговаривать Марину Неелову. Ее утвердили без проб. Актеры даже не были знакомы, но когда встретились на съемочной площадке, всем стало ясно - гармоничная супружеская пара сложилась.