Креативная экономика: участие творческих медиа в популяризации научных знаний

Одной из обсуждаемых тем Петербургского международного экономического форума стали вопросы интеллектуальной собственности и популяризации научных знаний. В условиях, когда все больше людей считают Землю плоской, придумывают альтернативную историю и больше интересуются астрологией, чем астрономией, ресурсы медиа-рынка могут помочь в продвижении интереса к науке.

Каждый сам за себя

Представители Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям обсудили за круглым столом назревшую проблему исчезновения с экранов телевизоров и газетных полос научно-познавательной тематики. Сегодня возникла уникальная ситуация, когда псевдонаучные развлекательные передачи того же РЕН-ТВ воспринимаются зрителем как правда.

При этом на ведущих каналах популяризацией научных знаний не занимаются. Мол, это задача школы и других учебных заведений, а нам надо привлечь внимание людей, чтобы показывать рекламу. В этом случае стране надо определиться: формируем ли мы безвольное общество потребления или воспитываем интеллектуалов с критическим мышлением, способных решать актуальные задачи и быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Мотор цивилизации

Председатель Комитета РСПП Андрей Кричевский предложил участникам ПМЭФ подумать над изменением подхода к восприятию прикладной науки. Она должна не вариться в собственном соку, а стать частью глобальной креативной индустрии, чтобы быть востребованной и эффективной в современной экономике.

По мнению Кричевского, наука не является вещью в себе. Это всего лишь одна из производных такого базисного понятия, как культура. Но значение ее крайне велико. В то время как цивилизация порождается культурой, наука становится ключевым институтом, цель которого – давать знания об изменяющемся мире и человеческом обществе для обеспечения стабильности и способности цивилизации к саморазвитию.

Темная сторона цифровизации

Если взглянуть с другой стороны – убери науку, и прогресс остановится. Но сами научные достижения неожиданно для всех привели к ее стагнации. Нет, открытия по-прежнему совершаются, но институт стал понятен только ученым, вращающимся в системе. Общество теряет интерес к научным знаниям. А могло быть иначе, если их не рекламировать, не популяризировать?

Андрей Кричевский выдвинул достойную обсуждения мысль, что свой негативный вклад вносит… цифровизация, все глубже проникающая в общество. Получается, величайшие научные достижения, связанные с изобретением компьютеров, интернета, социальных сетей роют яму науке?

Конечно, дело не в самом институте культуры, а в неправильном использовании возможностей системы. Председатель Комитета РСПП считает, что ученые проглядели мощный сдвиг в обществе, вызванный Интернетом и современными методами коммуникации. Глобальная сеть позволила каждому человеку на земле выражать свою индивидуальность и прикладывать творческий импульс. Но целью является не движение прогресса, а привлечение внимания к собственной персоне.

Получилось так, что наиболее талантливые и креативные люди, вместо того чтобы проявлять свои способности в прикладных науках, сосредоточились на производстве творческого и интеллектуального продукта. При этом они действуют раздроблено, индивидуально, по сути, порождая холостой выхлоп. Не оказывают глобального влияния на развитие общества.

Не упустить момент

Такое положение вещей нормально для общества потребления, так как помогает цифровым корпорациям зарабатывать миллиарды на рекламе, попутно собирая данные о каждом пользователе Интернета с целью манипулирования общественными процессами. Но для развития человеческой цивилизации это может оказаться тупиковой ветвью.

Осталось доработать технологии полного погружения в виртуальную реальность, и о покорении космоса можно забыть. Кому это будет нужно, если виртуальный мир подарит возможность путешествовать по самым дальним уголкам выдуманной вселенной. На второй план отойдет необходимость создания семьи, рождения детей, которые только отвлекают от "саморазвития".

Креативные индустрии

К счастью, умные люди вовремя обратили внимание на почти не заметные глазу при этом тектонические процессы. Чтобы противостоять нежелательному сдвигу, созданы новые формы экономики – креативные индустрии. Они должны инкорпорировать науку в цифровой мир. Сделать ее модной, популярной, а главное – выгодной, позволяющей индивидууму по-прежнему самовыражаться, но при этом с пользой для общества в целом.

Но для этого усилий школы, ученых и даже властей недостаточно. Необходимо оперировать методами цифрового мира и социальных сетей. Вот тут и пригодится опыт журналистов, топовых блогеров, звезд сцены и телевидения, лидеров общественного мнения, которые умеют работать с аудиторией в Интернете.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы интересуетесь достижениями науки и техники?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.