Пенсия как вторая фаза жизни: что делать и как справиться с психологической проблемой
Блестящий психоаналитик Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности» более 60 лет назад, чтобы описать глубокую психологическую проблему, с которой сталкиваются подростки и новые взрослые, которые должны выяснить, кто они и что собираются делать со своей жизнью.
Сейчас многие из 10 000 бэби-бумеров, которым по 65 лет, каждый день сталкиваются со вторым кризисом идентичности, чего не было в предыдущих поколениях. После трудовой жизни человек выходит на пенсию и занимается волонтерской, досуговой или семейной деятельностью с относительным уходом из мира продуктивной, занятой работы. Пенсионеры говорят: «Я преподавал в школе - теперь я ухаживаю за своими внуками раз в неделю и больше времени провожу в нашем доме у озера». «Я занимался юридической практикой; сейчас я тренируюсь в гольфе». «Я прекратил работать. Теперь я президент синагоги». «Я ушел с поста генерального директора и теперь нахожусь в нескольких советах». В этих примерах нет никакого реального кризиса идентичности. Вместо этого есть непрерывность себя.
Люди после 60 лет вынуждены прекратить работать
Сегодня большинство людей оказываются в ситуации, когда им за 60, и они либо вынуждены покинуть свою работу, либо знают, что должны это сделать (пришло время преемственности). Или у них есть внутреннее стремление уйти на заслуженный отдых - они топчутся на месте или израсходовали всю энергию. Или им просто не интересно продолжать делать то, что они всегда делали.
Не исключен кризис идентичности, свойственный подросткам
Но ожидаемая продолжительность жизни для 65-летнего человека сегодня приближается к 20 годам. И вполне вероятно, что в течение этих двух десятилетий они будут в большинстве случаев здоровы, в отличие от своих сверстников в предыдущих поколениях. Следовательно, сегодняшний 65-летний пенсионер, скорее всего, испытывает те же чувства и беспокойство, то есть кризис идентичности, который ранее приписывался только подросткам.
Эриксон выразил это следующим образом: «Идентичность означает постоянный самоанализ и сравнение себя с другими людьми». Одним из наиболее важных вкладов Эриксона было описание этого психосоциального феномена – процесса самоопределения и признания обществом этого человека как личности. Ключевым моментом здесь является то, что с изменением вашего места в обществе меняется и ваше внутреннее чувство идентичности.
Какие вопросы одолевают человека на пенсии?
Вот вопросы, которые вступают в игру, сознательно или бессознательно:
- Кто я такой после всего этого?
- Какую работу я хочу сделать сейчас?
- С кем я хочу провести время и где?
- Какой смысл моей жизни сейчас?
- Какая стимуляция мне нужна и чего я хочу избежать?
- Что мне надоело и чего я все еще жажду?
Процесс решения этих вопросов и поиска ответов имеет все разрушительные признаки кризиса идентичности.
Разрушительный процесс
Почему этот опыт называют «кризисом», а не чем-то вроде «формирования идентичности», или для пожилых людей «перекалибровки идентичности»? Потому что этот разрушительный процесс - не одно событие, а непрерывный процесс самооценки, испытания и переоценки ценностей. Попробуйте что-нибудь и посмотрите, правильно ли это выглядит. Обратите внимание, что заставляет вас чувствовать себя опустошенным. Обратите внимание, что заставляет вас чувствовать себя живым. Этот период - захватывающий и полный потенциала, но не обязательно веселый. И это нелегко выразить словами.
Вот как Эриксон описал кризис идентичности подростка:
«Подросток на заключительной стадии формирования личности склонен страдать сильнее, чем когда-либо раньше (или будет снова), от распределения ролей; верно и то, что это делает многих подростков беззащитными перед внезапным воздействием ранее скрытых злокачественных нарушений».
Распределение ролей
Человек в кризисе идентичности страдает. Большая часть страданий проистекает из «распределения ролей». «Я знал, что значит быть доктором (юристом, учителем, торговцем и т. д.). Но если я больше этого не делаю, то кто я, что формирует мой день, что я хочу, что я должен делать?»
В другом письме был введен термин «кризис пожилого возраста», чтобы описать новый этап жизни, в который вступает сегодняшний 65-летний. Человек, вступающий в эту фазу жизни, не чувствует себя старым, но он также не чувствует себя молодым. Внешнее и внутреннее давление заставляет их менять или отказываться от структур, которые организовали их жизнь - места, куда они уходили по утрам, дорога домой.
Ролевая диффузия
Необходимость поиска новых ролей сопровождается субъективным психологическим ощущением диффузии. Несмотря на свой положительный потенциал, это чувство дезориентирует и является рискованным. Диффузия кажется туманной, неопределенной, расплывчатой и неудобной. Есть аморфное размытие из ранее проведенных определенностей. Может быть, есть кое-что из того, что психиатры называют деперсонализацией - вы не совсем в себе.
Будьте готовы к этому, если вам уже за 60. Это нелегко. Но у вас есть шанс найти время для себя. Чтобы участвовать в действиях, от которых вы отказались много лет назад. Нужно продолжать работать, но выполнять эту работу в направлении и обстановке, которые являются новыми или измененными. Вы можете обнаружить качества в себе, которых никогда не знали. Вы можете пропустить и оплакать потерянные навыки и желания. Это освобождающее, сбивающее с толку, пугающее, страшное и славное время жизни. Как и подростковый возраст.
Спланируйте начало новой жизни
Один практический совет: люди, приближающиеся к 60-летнему рубежу или проходящие его, должны начать думать о плане начала более старшей фазы жизни. Не ждите, что все встанет на свои места. Оставайтесь гибкими и адаптируемыми. Те, кто предвидят замешательство и планируют план А и план Б и, возможно, план С, с большей вероятностью будут иметь более короткие болезненные периоды времени.
Начните задавать себе вопросы. Собираетесь ли вы делать то, чего вы действительно хотите? Есть ли у вас какая-то мечта или страсть, которую не удалось воплотить в молодости, или какое-то дело, которое было начать, но заброшено? Не могли бы вы начать это снова? И где вы хотите быть? Вам нужно больше свободного пространства вокруг вас? Или больше городской суеты? Больше стабильности или больше разнообразия? Больше общения или больше одиночества? Это время, когда самоанализ окупается. Есть много путей, по которым можно идти. Вы не можете знать правильный заранее. Но если вы научитесь обращать внимание на то, как реагируете на различные варианты, то сможете лучше понять, что вам нужно, и обеспечить здоровую и оживляющую структуру для остальной части вашей жизни.
В чем преимущества?
Не секрет, что многие из нас просто не умеют жить для себя. И откуда взяться этому умению, если с детства нам внушали и приучали, что это плохо?! Для таких людей работа становится своеобразной платформой, на которую они опираются в поисках смысла жизни. Потеряв эту опору, новоиспеченный пенсионер чувствует себя одиноким и никому не нужным. Часто такие переживания приводят к возникновению депрессии, бесконечным заболеваниям или постоянному вмешательству в жизнь близких людей.
К счастью, люди, пережившие второй кризис идентичности, имеют большие преимущества перед подростками: жизненный опыт, мудрые друзья, знания о том, как устроен мир, финансовые и человеческие ресурсы, к которым нужно обращаться. Используйте их в полной мере и мудро, и период на пенсии может быть лучшим временем вашей жизни.