Природа будет мстить: город Березняки Пермского края постепенно уходит под воду, в провалах скрываются целые здания

В 1986 город Березняки впервые стал героем новостей – здесь появился провал. Его причиной назвали нюансы выемки руды, залежи которой находились прямо под населенным пунктом. С тех пор и по сей день проблема не теряет актуальности. Сейчас существует семь крупных провалов. В моменты их появления жертвами становились дороги и поезда, страдали машины и строения. Специалисты признают: с годами ситуация лишь ухудшится. Правда, местные жители не уезжают, хотя и понимают, что очередным утром могут уже не проснуться из-за природной катастрофы. Как это возможно в нашем мире?

Герой истории

Провалы – это проблема города Березняки. Хотя наименование больше подходит, кажется, селу, это – достаточно большой населенный пункт. Он расположен в Пермском крае. Население оценено в 145 тысяч, при этом внушительный процент местных жителей рискует жизнью ежедневно – и это не фигура речи. Большая часть домов – в зоне риска.

Летом двенадцать лет назад вода подмыла опоры рудника - к этому моменту его уже закрыли и власти клялись жителям, что эксцессов не будет, все сделано идеально. Всего в пяти метрах от «Уралкалия» появился пролом: до ближайшего жилого здания от этой точки несколько сотен метров. Пятнадцатиметровый в глубину, 50-метровый в ширину, 70-метровый в длину, он поистине ужаснул местных жителей. Еще через день участок стал источником огромного количества сероводорода – из-за взрыва куски грунта разлетелись на многие десятки метров. Провал расширялся дальше – это объясняется естественными процессами.

Все под угрозой

В провал начало постепенно смещаться фабричное здание неподалеку, затем катастрофа охватила шестиэтажное жилое строение. Котлован становился все больше, сейчас его площадь – 146 кв. м. Лишь достигнув этой отметки, он, кажется, прекратил распространение. Но на этом беды города не закончились. Девять лет назад неподалеку от вокзала двигался товарный состав. Его путь пролегал над старой шахтой и грунт рухнул. Машинист остановил движение – оставалось лишь радоваться, что не было пассажиров. Оторвавшийся вагон и сейчас лежит на дне провала. Поднять его нереально. Затопленный котлован – это почти круглое озеро, в диаметре достигающее полутора сотен метров. Теперь поезда объезжают его по краю.

А жить-то как?

Часть местных обитателей переселили в специально созданный для них район Усолье. Но не обошлось без инцидентов. Для строительства использовали полистирол, выделяющий смертельно опасный формальдегид. Уровень содержания этого газа в новостройках в 50 раз выше нормы. Из-за газа растет риск рака, люди не могут спать и страдают от головных болей. Большую часть переселенных сюда людей вновь выселили, но одна семья еще живет в этих условиях, надеясь добиться через суд у администрации признания жилища непригодным. Конечно, они требуют компенсацию и имеют на это право.

Вариантов несколько

Чтобы люди могли выжить, построили обычные девятиэтажные строения. Сюда местные жители хоть и переезжают, но радости испытывают мало: слишком сложно добраться до города. Никакой инфраструктуры у района нет, зато быстро нашлись ушлые предприниматели, придумавшие, как сделать деньги на чужой трагедии. В аварийных домах развесили объявления о покупке квартир. Цена сделки – миллион. После признания жилья непригодным хозяину дают новое, стоящее около 1,3 млн. Простое ожидание позволяет хитрым гражданам из ничего заработать несколько сотен тысяч.

Как страшно!

Березняки неофициально делят на опасную зону, условно опасную, безопасную и подходящую только для не очень высоких зданий. Неисчислимо много семей живут в аварийной части, вблизи провалов, к которым каждый день могут присоединиться новые. Стены домов трескаются, щели – источник сквозняка, доски трутся с шумом. Дети привыкли играть у провалов, а сторожи не могут их ругать, ведь семьи живут в этом районе, ребенку некуда идти. Школы заброшены, оставленные дома стали опасными объектами. Тут развлекаются руферы, живут наркоманы и бездомные. Покинутая часть города превратилась в призрака. Одна из школ (она находится на краю провала) осталась без стены и можно видеть разбросанные книги – теперь их читает только ветер.

А у нас все хорошо!

Пока власти не могут справиться с проблемой, они пытаются уверить местных обитателей, что ее просто нет. Когда появился первый провал, власти выступили с объяснениями: больше никаких аварий не будет, а в ближайшие полвека грунт медленно просядет. Очевидно, это было неправдой, и вскоре природа наглядно это показала: на территории первого рудника появился новый провал. Власти сообщили, что большой провал безопасен для города, вреда от него нет, рядом с основными жилыми районами такого не случится. В 2010 природа доказала, что и это было неправдой. В октябре следующего года появилась новая дыра неподалеку от прежней. Небольшая поначалу, за пару месяцев она разрослась в 35 раз. Жертвой стал моторист погрузчика. Тело не нашли. В феврале 2015-го – новый провал. В 2017-м – два.

И вообще, не о чем переживать!

Власти Березняков считают, что повода для большого трагизма нет. Не так давно официально предложили рассматривать проблему позитивно, найдя в ней источник развлечения. В 2017-м предложили поставить памятник провалу. Героями выбрали Бендера и Воробьянинова. Правда, населению идея по вкусу не пришлась. На арку планировали выделить 2,7 млн, которые, казалось бы, разумнее потратить на помощь бедствующему населению.

Исторический контекст

Березняки появились на карте нашей страны в 1932-м. Город основали из-за богатых калийно-магниевых залежей: планировалась добыча солей для использования в качестве удобрений. Раньше в городе обитало более 150 тысяч человек. Населенный пункт поставили максимально близко к месторождениям, поэтому сеть отработанных рудников находится прямо под городом. Долгие десятки лет кварталы стояли в нормальном состоянии благодаря целикам. Их оставляют специально, дабы грунт был в норме. Все изменилось после первой аварии. Из-за нее в рабочие участки просочилась вода, растворяющая солевые опоры. Березняки – это место добычи ценных ископаемых, относящихся к Верхнекамскому месторождению. Выемка ресурсов и дальнейшая переработка полученного – основной источник дохода крупнейших местных предприятий. Они же – градообразующие. Это «Уралкалий», «Сода», «Ависма». Больше половины местных жителей живут и работают благодаря деятельности этих комбинатов.

Возможности и опасности

Если бы не Верхнекамское месторождение, населенного пункта в этом месте вообще бы, вероятно, не было. Активный и бурный рост населения пришелся на 30-40-е годы прошлого столетия. Одним из прорабов тут работал отец первого отечественного президента Николай Ельцин. В этом же городе прошли юность, отрочество будущего президента.

До середины 90-х тут жила его сестра. Еще в 70-х инженеры поняли, что из-за интенсивной выемки ископаемых грунт может рухнуть. Правда, понадеялись «на авось». Как следствие, впервые всерьез заговорили о нужде в закладке выработанных пустых зон лишь в 1986-м. Поводом стала авария на принадлежащем «Уралкалию» участке. Правда, дальше разговоров дело не ушло. Суммарно пустот, которые нужно заложить, 27,4 млн куб. м. На это нужно потратить не менее 245 млн рублей, а это четверть годового бюджета населенного пункта. Предприятие может вложить лишь 147 млн. Где найти деньги? Чиновники ответа не знают.

Опасность близко

В отдельных зонах выработка калийной руды ведется на глубине не более трети километра, прямо под районами, где проживает множество людей. Эти зоны принадлежат ключевому добытчику руды на городских территориях. Эта же фирма отвечает за закладку. Ежегодно около 4 млн. тонн отходов помещают под город, изымая не менее 4,5 млн. тонн руды. Большая часть прибыли от поднятого, переработанного и реализованного уходит на закладку. Фактически, предприятие на грани разорения.

В 1997 на закладку пустот потратили 25 млн. рублей. В этом году планируют вложить 181 млн.

Комментарии
как же страшно. людям деться не куда, а у властей все хорошо .