«Сухой Суперджет»: почему на российском самолете отказываются летать авиакомпании

Недавняя трагедия с российским самолетом «Суперджет 100» заставила многих обсуждать, стоит ли продолжать эксплуатировать эти ненадежные судна. За глаза их называют «страшным сном пилотов», поскольку технические характеристики этих самолетов далеки от идеала. В чем проблема Sukhoi SuperJet 100 и почему многие считают, что нужно запретить использовать его для пассажирских перевозок?

Катастрофа в Шереметьево

5 мая самолет Sukhoi SuperJet 100 компании «Аэрофлот» вылетел из аэропорта Шереметьево, но уже через полчаса вернулся обратно. Причиной стала потеря радиосвязи и отказ автоматической системы управления. По сообщениям членов экипажа, в самолет ударила молния, что, возможно, и послужило причиной трагедии. Однако ситуация была под контролем вплоть до того момента, как «Сухой» не попытался сесть на взлетно-посадочную полосу. В это время самолет начал «козлить» - подпрыгивать на трассе, в результате чего у него отлетели шасси, и он сел на брюхо. Специалисты предполагают, что часть колеса попала в двигатель, из-за чего и произошло возгорание. Следствие еще ведется, и причины катастрофы только устанавливаются. Поражает масштаб трагедии: из 78 человек, которые были в самолете, погибли 41. Что же послужило виной пожару - неподготовленность пилотов, роковая случайность или неполадки в «Суперджете»?

Причины аварии

Каждый раз авиакатастрофы производят на людей огромное впечатление. Несмотря на то что статистика и говорит о том, что в авариях погибает больше людей, легче от этого не становится. И каждый раз специалисты и путешественники гадают - что же послужило причиной катастрофы и можно ли ее было предотвратить. На данный момент следственный комитет рассматривает несколько факторов, которые могли спровоцировать аварию: недостаточную квалификацию пилотов, неисправность самолета и неблагоприятные метеоусловия.

Известно, что попадание молнии действительно предшествовало экстренной ситуации, однако все самолеты оснащены системой громоотвода, поэтому непогода вряд ли была единственной причиной произошедшего. Зафиксировано, что в прошлом году в самолеты на территории России молния попадала около 30 раз, однако ни один из них при этом не упал. Гендиректор авиакомпании «Ямал» Василий Крюк высказывает предположение, что к трагедии могла привести некачественная сборка SuperJet 100.

История «Суперджет 100»

Sukhoi SuperJet 100 стал первым самолетом, который разработали после краха СССР. По планам он должен был стать первым авиалайнером, который бы ознаменовал возрождение гражданского авиапрома. Однако на деле все произошло с точностью до наоборот. Стоимость лайнера росла, и из бюджетного он стал экономически нецелесообразным. Его разработка заняла 13 лет, на нее было потрачено 2 миллиарда долларов. Для компаний, которые покупали «Суперджет», он оказывался экономически невыгодным, так как требовал постоянного дорогостоящего ремонта, а большое число посадочных мест (100) не позволяло увеличить прибыль, так как большинство из них оставались незанятыми. Так как SuperJet летал в основном по России, государству приходилось искусственно поддерживать спрос на самолеты и вкладывать значительные деньги в создание укороченной модели.

Критики с самого начала нашли в «Суперджете» массу недостатков. Им не нравилось большое количество иностранных комплектующих, которые увеличивали стоимость и сроки ремонта. Неоперативность их доставки внутри страны обходилась авиакомпаниям в огромные суммы, которые приходилось платить за простой. Неудивительно, что со временем спрос на Sukhoi SuperJet существенно снизился.

Другие катастрофы и проблемы

Нужно отметить, что трагедия в Шереметьево - это не первая катастрофа, которая произошла с участием SuperJet 100. Уже на демонстрационном полете в Индонезии, который проводился для потенциальных заказчиков, самолет по непонятным причинам врезался в склон горы. В результате аварии погибли все 45 человек, находившихся на борту. Причины трагедии не установили: за штурвалом был опытный и квалифицированный пилот, так что многие предполагают, что дело было в отказе одной из систем.

Еще одна авария произошла в Исландии: у SSJ 100 во время посадки не вышло шасси. В прошлом году на территории России самолеты этой же модели несколько раз совершали аварийную посадку из-за той же проблемы. В Якутске севший самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Пассажиры остались целы, однако судно получило повреждения, «не совместимые с жизнью». На данный момент, похоже, единственным покупателем SuperJet 100 остается «Аэрофлот», однако и тот не рад такой перспективе.

Страшный сон пилотов

Начав не очень хорошо, SSJ 100 постепенно стал настоящим кошмаром для пилотов и авиакомпаний. Мексиканская компания, которая приобрела 22 судна для своей деятельности, решила не продлевать контракт с российским производителем. Недавно у половины из них обнаружились дефекты на стабилизаторах, из-за чего Interjet был вынужден приостановить их эксплуатацию. Российская компания «Якутия» выявила 32 случая выходов из строя двигателей. Обретший дурную славу SuperJet быстро перестал привлекать потенциальных покупателей.

В коммерческом плане спасти SSJ 100, похоже, уже не удастся, несмотря на дотации государства и шумиху вокруг проекта. После катастрофы в Шереметьево с этой моделью не рискнут связываться даже большие авиакомпании. Тем более, что сейчас на рынке есть гораздо более выгодные альтернативы, у которых нет таких проблем со сборкой и комплектующими.

Стоит ли запретить «Суперджет 100»?

Катастрофа в Шереметьево вызвала огромный резонанс среди людей. В соцсетях стали предлагать подписать петицию по запрету эксплуатации этой модели. Ксения Собчак в своем Instagram отметила, что не рискнула бы лететь этим самолетом: «С ними постоянные поломки, постоянные. И никто никогда не будет этого признавать. Поговорите с любым пилотом, и он скажет вам, как относится к Су».

На сегодняшний день несколько десятков самолетов SSJ 100 продолжают эксплуатироваться. Государство не собирается запрещать их использование, заявляя, что для этого нет оснований.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, стоит ли запретить эксплуатацию Sukhoi SuperJet 100?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Да, конечно. Зачем так рисковать.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.