Умирающее искусство диалога: как технологии «убивают» в нас способность говорить лицом к лицу

Представьте, что вам срочно нужно с кем-то связаться и поговорить с глазу на глаз. С наибольшей вероятностью вы используете Facetime, Skype, видеосвязь Whatsapp или Snapchat. Если такой возможности не представится, вы отправите сообщение, позвоните по телефону, и уже в крайнем случае договоритесь о личной встрече. Приложения на наших компьютерах и смартфонах помогают общаться, преодолевая расстояния, часовые пояса и даже языковые барьеры. Нужную информацию можно узнать, в том числе, воспользовавшись голосовыми помощниками, такими, как Алиса или Siri. Искусственный интеллект, встроенный в смартфон, может набрать номер из телефонной книги, найти в интернете нужную информацию, воспроизвести музыку и так далее.

Мы утрачиваем необходимость разговаривать друг с другом

Общение при помощи специальных программ лишает нас необходимости живого общения. В связи с этим некоторые диалоги разворачиваются "онлайн". Больше нет необходимости в живую общаться с продавцами, таксистами и даже коллегами. Достаточно зайти на сайт, в приложение или общий чат.

Фактически человек использует живой диалог лишь в том случае, если не имеет возможности воспользоваться цифровыми технологиями. Последние, в свою очередь, вводятся повсеместно. Наряду с традиционными видами обслуживания появляются их электронные аналоги: билетные терминалы, автоматизированные автозаправки и кассы самообслуживания в супермаркетах.

Имея возможность быстро связаться с кем угодно, чтобы решить любой вопрос, мы не замечаем, как теряется ценность личного общения. Ведь написать гораздо легче, чем встретиться.

Язык тела

В то время, как цифровое общение становится основным видом коммуникации, его участники постепенно утрачивают социальные навыки, которые можно получать и поддерживать, только общаясь "с глазу на глаз". Личное общение не только укрепляет межличностные связи, но и развивает ассоциативное мышление, учит читать язык тела, распознавать мимику и так далее. Живое общение сопровождается эмоциями, которые гораздо сложнее скрыть, нежели общаясь в сети.

Примерно то же самое касается и видео-звонков. Общаясь с человеком по видеосвязи, мы видим в основном только его лицо в виде плоского изображения на экране, по-прежнему не имея возможности дотронуться до человека, увидеть его жесты и так далее. Иными словами, мы теряем возможность делиться эмоциями, теряя глубину ежедневных бесед.

Диалог с машиной

Кажется, мы стали забывать, как важно личное общение. Используя различные технические устройства для коммуникации, люди теряют способность чувствовать собеседника, сопереживать и проникаться беседой.

Следующий шаг, который сделало человечество, - общение не только при помощи машин, но и с машинами: голосовые помощники, голосовое управление, голосовой ввод - мы реально начали предпочитать роботов живым людям.

Одна из причин таких перемен - психологическая замкнутость, комплексы и неумение строить живой диалог. Некоторые люди просто не могут при личном общении выразить и высказать все то, о чем легко могут написать в интернете. Это реальная проблема современного мира, замкнутый круг.

"Смотри шире"

Онлайн-общение - это, несомненно, удобно. Однако, если смотреть шире, становится понятно, что люди ставят на карту, заменяя личное общение цифровым.

Нельзя забывать, что общение лицом к лицу содержит много аспектов, связанных с сенсорным восприятием. Они необходимы для дружбы, любви, привязанности и духовной близости.

Более того, часто бывает, что даже во время живого общения, устройства полностью поглощают наше внимание. Это относится к видео-играм, социальным сетям и прочим вещам, которыми мы привыкли заниматься прямо во время беседы. Таким образом, мы можем дистанцироваться от собеседника даже во время того, как он сидит прямо напротив нас.

Несмотря на технический прогресс и широкие возможности общения на дальних расстояниях, ничто не заменит сенсорного восприятия. Свет, звук, запах, прикосновения, язык тела, необходимость быстро реагировать на реплики - все это невозможно заменить смайлами. Общение посредством личной беседы по-прежнему является ценным явлением, которое невозможно отредактировать, приостановить или заново воспроизвести.

В итоге человек, который предпочитает цифровое общение живому, со временем замечает, что ему все труднее удается межличностная коммуникация. Это может привести к серьезным проблемам в семье, на работе и в обществе.

Исходя из всего этого, возникает справедливый вопрос: как сохранить навыки живого общения? Сделать это легко: несмотря на удобство использования электронных устройств, стоит иногда прибегать к помощи живых людей.

Выбирайте человека, а не машину, оплачивая покупки в супермаркете, узнавайте нужную информацию у специалистов, а не у Google, пригласите друзей на кофе или в бар, вместо того, чтобы слать смешные картинки в общий чат. Используйте машины, когда это необходимо, но оставьте в вашей жизни место живым людям и разговорам с глазу на глаз.

Комментарии
1
Люди стали менее общительными. Все уткнулись в свои смартфоны, особенно в общественном транспорте.