Русский домострой: незавидная судьба жен, которых мужья отказывались бить
В допетровской России семья была патриархальной, главой ее считался муж, который господствовал над остальными домочадцами. Авторитет мужчины был закреплен и в церковной традиции, что опиралась на Евангелие, где написано, что «жене глава муж».
Основы традиции
В «Домострое» были обозначены правила бытового и семейного поведения, определены отношения мужа и жены, а также введена общественная ответственность за выполнение всех указаний. Этот сборник правил разрешал мужу применять насилие к своей жене, держать ее в страхе.
«Домострой» предписывал бить и наказывать женщину не только за провинности, но и в целях профилактики. Рукоприкладство было обязанностью мужа, именно на домашнем насилии был основан его авторитет. Не зря появилась пословица: «Жену не бить — толку не быть».
«Домострой» учил, что если муж жену не бьет, то и душу свою, и дом свой погубит. Если же он жену наказывает, то о своем спасении заботится, а дом его будет полным.
Подробные предписания
Рекомендации, как наказывать жену, были расписаны подробно. Так, воспитывать супругу предписывалось наедине, чтобы люди не слышали. Степень наказания должна была зависеть от размера провинности. Разрешалось плетью побить, держа за руки. Мужу рекомендовалось бить «бережно», без гнева. По выполнении наказания женщину следовало помиловать. Запрещено было в гневе бить жену по уху, под сердце, пинком, колоть железными и деревянными орудиями, поскольку суровое наказание могло привести к увечьям и опасным последствиям для здоровья.
К сожалению, на деле мужья далеко не всегда выполняли эти правила, и многие жены были забиваемы до смерти, получали тяжелые травмы и становились неспособными к труду.
За что били?
Что служило причиной столь жестокого обращения с женщинами? Порой жены сами давали повод для недовольства мужа. Иногда женщины вели себя недостойно, позволяли бранные слова в адрес супругов, употребляли алкоголь и засматривались на чужих парней.
Но так было не во всех случаях, и порой избиения проводились без причин, для поддержания лишь авторитета мужчины. Нередко побои использовались как средство давления на поднадоевшую супругу с целью принятия ею монашества. Такую меру мужья применяли для того, чтобы жениться на другой избраннице.
А если не бить?
Конечно, все мужчины разные, и не всем хотелось бить своих супруг. Кто-то просто любил жену и не желал причинять ей боль, а кто-то относился к ближним с христианской любовью. В таком случае разрешалось вмешаться сторонним людям. Например, если были подозрения в измене, решение принималось на сходе, и если жену отказывался бить муж, нередко исполнителями наказания становились свекор и свекровь. Многие женщины, не терпя подобного жестокого отношения, сбегали из своих домов и пускались в скитания. Кто-то заканчивал жизнь самоубийством.
В некоторых исторических трудах говорится, что мужчина, отказывающийся бить свою жену, подвергался насмешкам и унижению. Его считали неспособным быть главой семьи. В этом случае сельчане ратовали за то, чтобы женщину избивал ее свекор.
Такая ситуация в крестьянской среде существовала длительное время, даже в тот период, когда «Домострой» уже потерял популярность. В конце XIX века в «Юридическом вестнике» сообщалось о священниках, которые хоронят зверски убитых женщин без заявления в компетентные органы, так как считалось, что главенство мужчины в семье — священно. Случаи гуманного обращения к женам были скорее исключением из правил.
Подобные дикие нравы поддерживались обществом, церковью и государством на протяжении нескольких веков. Мужчины практически не несли ответственности за насилие в семье, потому как имели безграничную власть над женами.