Мать-одиночка, представительница богемы Дороти Дэй может быть причислена к святым: непростая женская судьба
Дороти Дэй была писательницей и основательницей газеты Catholic Worker, изданием, которое являлось голосом бедных людей во времена Великой депрессии. Некоторые идеи Дороти Дэй были противоречивы и не принимались обществом. Тем не менее ее работа среди самых бедных людей сделала ее достойным восхищения примером глубоко духовного человека, активно занимающегося проблемами общества.
Когда Папа Франциск выступил в Конгрессе США в сентябре 2015 года, он сосредоточил большую часть своей речи на четырех американцах, которые, по его мнению, внесли огромный вклад в жизни людей: Аврааме Линкольне, Мартине Лютере Кинге, Дороти Дэй и Томасе Мертоне. До этого выступления, которое транслировалось по телевидению и было просмотрено миллионами людей, практически никто не слышал о Дороти Дэй, однако Папа Римский в своей речи смог показать, насколько ее работа повлияла на становление социальной справедливости.
Ранний период жизни
Дороти Дэй родилась в Бруклине, Нью-Йорк, 8 ноября 1897 года. Она была третьей из пяти детей, рожденных от Джона и Грейс Дэй. Ее отец был журналистом и постоянно менял место работы, что заставляло семью сначала переезжать из одного района Нью-Йорка в другой, а позже даже сменить несколько городов.
Когда отцу Дороти предложили работу в Сан-Франциско в 1903 году, семья Дэй переместилась на запад. Экономический спад, вызванный землетрясением в Сан-Франциско три года спустя, стоил отцу семейства его работы, и семья была вынуждена переехать в Чикаго.
К 17 годам Дороти закончила второй курс университета в штате Иллинойс, но ей пришлось прервать свое обучение в 1916 году, потому что семье снова предстоял переезд: они вернулись в Нью-Йорк, где она начала писать статьи для социалистических газет.
С юных лет Дороти Дэй была буквально очарована насыщенной, но трудной жизнью обедневших иммигрантских общин. Ее интерес к этим людям помог ей стать репортером социалистической газеты New York Call и писателем статей для революционного журнала The Masses.
Годы богемы
Когда Америка вступила в Первую мировую войну и патриотическая волна захлестнула страну, Дэй оказалась погруженной в жизнь, наполненную политически радикальными и эксцентричными персонажами в Гринвич-Виллидж. Ее жизнь была наполнена посещением салонов, в которых часто проводили время писатели, художники, актеры и политические активисты.
Во время Первой мировой войны Дороти Дэй прошла программу обучения на медсестру, а по окончании войны между молодой девушкой и журналистом Лайонелом Млисеем возникли романтические отношения, в результате которых она забеременела. Однако девушка решила не рожать ребенка и сделала аборт, что привело к расставанию пары. Эти печальные события стали причиной того, что Дороти Дэй погрузилась в депрессию.
Через некоторое время друзья познакомили ее с Форстером Баттерхемом. С ним она стала жить возле пляжа на Стейтен-Айленде, который в начале 1920-х годов был частью сельской местности. В этом союзе была рождена девочка Тамар, после появления которой на свет Дороти Дэй серьезно увлеклась религиозными вопросами. Хотя ни Дэй, ни Баттерхем не были католиками, Дей отвела свою дочь в католическую церковь на Стейтен-Айленде, где ребенок был крещен.
К сожалению, отношения между Дэй и Баттерхамом не продлились долго и они расстались. Благодаря деньгам, вырученным за публикацию романа, основанного на годах жизни в Гринвич-Виллидж, мать одиночка смогла приобрести скромный коттедж на Стейтен-Айленде.
Крещение Дороти Дэй
27 декабря 1927 года Дей приняла серьезное решение. Она посетила церковь, где была крещена ее дочь, для того чтобы также стать частью католической церкви. Позже она сказала, что не испытывала особой радости от этого события, а скорее расценила это как нечто, что ей пришлось сделать.
Поиск цели
Дей продолжала вести активную писательскую деятельность. Пьеса, которую она создала, не была поставлена, но каким-то образом привлекла внимание голливудской киностудии, которая предложила ей заключить выгодный контракт. В 1929 году она и Тамар присоединились к коллективу Pathé Studios в Калифорнии.
Однако карьера в Голливуде была недолгой. Дороти поняла, что студия не очень заинтересована в ее работе. И когда обвал фондового рынка в октябре 1929 года сильно ударил по киноиндустрии, ее контракт не был продлен. В машине, которую Дэй приобрела на заработанное в студии, они с Тамар переехали в Мехико, где пробыли год.
После возвращения в Нью-Йорк она и Тамар поселились в маленькой квартире на 15-й улице, недалеко от Юнион-сквер.
В декабре 1932 года Дэй, вернувшись к работе в области журналистики, отправилась в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы осветить проходившую там забастовку по поводу нехватки пищевых продуктов.
Находясь в Вашингтоне, она посетила Национальный храм Непорочного Зачатия. Позже она призналась, что теряла веру в католическую церковь из-за ее очевидного безразличия к бедным. Тем не менее, когда она молилась в храме, она начала осознавать, в чем заключается смысл ее существования.
После возвращения в Нью-Йорк в жизни Дей появился человек, которого она считала учителем, посланным самой Девой Марией - Питер Маурин. Он был французским иммигрантом, который трудился чернорабочим в Америке. Он часто выступал на Юнион-сквер, где отстаивал новые радикальные пути решения проблем общества.
Основание Catholic Worker
Питера Маурина и Дороти Дэй крепко связали разговоры о социальной справедливости. Они начали проводить много времени вместе. В результате Маурин предложил Дэй начать выпускать собственную газету. Через несколько месяцев им удалось собрать достаточно денег, чтобы напечатать первый выпуск.
1 мая 1933 года на Юнион-сквер в Нью-Йорке прошла масштабная первомайская демонстрация. Дей, Маурин и группа их друзей раздали первые экземпляры Catholic Worker, который состоял из четырех страниц.
The New York Times писала, что в тот день Юнион-сквер была заполнена коммунистами, социалистами и другими радикалами. Газета отметила наличие на демонстрации баннеров, осуждающих потогонные мастерские, Гитлера и Судебное дело, известное под названием "Парни из Скоттсборо". Газета, ориентированная на помощь бедным и достижение социальной справедливости, стала хитом. Была продана каждая копия.
В первом выпуске Catholic Worker была статья Дороти Дэй, в которой имелось обращение ко всем нуждающимся и обделенным людям. Она акцентировала свое внимание на том, что у католической церкви есть социальная программа, которая позволяет понять, что есть люди Божьи, которые работают не только ради духовного, но и ради своего материального благополучия.
Успех Catholic Worker
Газета получила огромную популярность. В небольшом оживленном офисе группа преданных работников во главе с Питером Маурином и Дороти Дэй трудились над выпуском ежемесячных изданий. В течение нескольких лет тираж газеты достиг 100 000 экземпляров, а копии отправлялись по почте во все регионы Америки.
В каждом выпуске газеты была колонка, написанная Дороти Дэй. Эта работа продолжалась в течение почти 50 лет, вплоть до ее смерти в 1980 году. Архив ее колонок представляет собой взгляд на современную американскую историю, поскольку она освещала жизнь бедных людей во время тяжелых периодов истории страны.
Реальная помощь
За годы своего существования Catholic Worker из небольшой газеты превратилась в общественное движение. Были открыты столовые для бедных в Нью-Йорке, также были организованы общежития для бездомных. В течение многих лет Catholic Worker также управлял общественной фермой возле Истона, штат Пенсильвания.
Помимо работы над газетой, Дэй много путешествовала, рассказывала о социальной справедливости и встречалась с активистами как внутри, так и вне католической церкви.
Наследие Дороти Дей
В течение десятилетий после ее смерти влияние Дороти Дей росло. О ней было написано несколько книг и опубликовано несколько сборников ее произведений. Сообщество католических рабочих продолжает процветать, а газета, которая впервые продавалась за копейки на Юнион-сквер, до сих пор выходит семь раз в год в печатном издании.