Рыбный день: как вирусная реклама в советское время заставила людей искать клад в консервных банках
Не хотели граждане довоенного СССР есть рыбу, тем более в консервах, и это была еще та головная боль для руководства страны. Не помог даже «рыбный день», внедренный Микояном на предприятиях общепита. Компенсировать дефицит мяса не получалось: советские люди упорно не доверяли продукции в жестяных банках.
Ситуацию изменил товарищ Молотов. Его беспрецедентная PR-акция на высшем уровне воодушевила граждан СССР сначала искать в консервах клад, а потом заставила привыкнуть, наконец, к дешевой незатейливой пище.
«Рыбный день» как элемент продовольственной реформы
В 30-х гг. прошлого века одной из основных задач правительства СССР было не допустить в стране продовольственный кризис. Были разработаны различные продуктовые программы, в числе которых обеспечение граждан дешевыми рыбными консервами.
С мясом в стране была напряженка, а вот рыбы навалом. Анастас Микоян, бывший тогда главой Наркомата снабжения, 12 сентября 1932 году вводит в стране «рыбный день». Целью постановления было компенсировать дефицит мяса и недостаток белка в рационе граждан страны. Кстати, в 1976 году «рыбный день» был введен повторно, но уже для увеличения объема производства рыбной промышленности.
Предприятия общепита указ поддержали, им деваться некуда, а вот граждане страны не проявили энтузиазма, глядя на скудный ассортимент рыбных консервов на прилавках магазинов. И так продолжалось до конца 30-х гг., пока главой Наркомата рыбной промышленности не стала Полина Семеновна Жемчужина.
Почетная должность от Иосифа Сталина
Эта женщина была и портной, и папиросницей, и кассиром в аптеке, и политработником в армии. В послужном списке Полины Жемчужиной значится пост директора всем известной фабрики «Новая заря» и высокие должности в Наркомате пищевой промышленности.
А еще она была женой автора авантюры с кладом в консервах — товарища Молотова. В январе 1939 года был образован Наркомат рыбной промышленности и его главой назначена Полина Семеновна Жемчужина. Как говорил сам Молотов, он был против назначения жены, но смирился. Ведь должность была предложена самим Сталиным, а Полина была близкой подругой его супруги Надежды Аллилуевой.
Даешь стране рыбу!
На этой должности Полина Жемчужина продержалась меньше года, но взялась за работу с энтузиазмом и присущей ей хваткой опытного хозяйственника.
Первым делом она разделила торговый и рыболовецкий флоты. Вторым этапом заказала дорогостоящее импортное оборудование для хранения рыбы. Такой шаг был встречен в штыки наркомом Когановичем, который хотел потратить бюджетные средства на строительство метро.
Тендер Полина Жемчужина выиграла, и холодильники прибыли в СССР. Рыбоперерабатывающие комбинаты были размещены в районах основного промысла, и в стране началось массовое производство рыбных консервов.
Старания Полины Семеновны были направлены на то, чтобы разнообразить стол советского человека консервированными снетками или треской. Однако граждане СССР не спешили опустошать прилавки с новинками рыбной промышленности и относились к жестянкам подозрительно или равнодушно. Объемы производства росли, а продукция скапливалась на складах.
Тогда продвижением консервов занялся сам муж Полины Жемчужиной и провернул дело с завидной смекалкой.
Ложь во благо или авантюра в масштабах страны?
На очередном заседании Верховного Совета нарком Молотов завил, что в стране орудует банда контрабандистов. Ушлые мошенники умудряются упаковывать драгоценности в консервы и переправлять их за границу. В подтверждении своих слов муж Полины Жемчужиной вскрыл консервную банку с рыбой, откуда достал... жемчужную нить. Фееричный маркетинговый ход.
Стоит ли говорить, что слухи о чудесной находке поползли по стране и граждане начали сметать рыбные консервы с прилавков магазинов? Кем была санкционирована оригинальная PR-акция, история умалчивает. Однако уже в ноябре 1939 года Полина Жемчужина была снята с занимаемой должности и переведена заведовать Главком текстильно-галантерейной промышленности. Связаны ли эти события, также осталось за кадром.
Клад в консервной банке никто, конечно, не нашел, тем не менее старания Полины Жемчужиной и ее мужа не прошли даром. Граждане СССР содержимое консервов естественно не выбрасывали, а постепенно распробовали и нашли ему применение в супах, салатах и просто на закуску.
Кстати, к началу войны советская пищевая промышленность уже выпускала 50 видов качественных и недорогих рыбных консервов.