Неизвестный спаситель мира: российский офицер Василий Архипов в одиночку предотвратил ядерную войну
Вторая половина 20 века, а именно 27 октября 1962 года, знаменательная дата, о которой, к сожалению и стыду, мало что знают соотечественники. Не хватило всего одного шага до начала атомной войны. В одночасье население планеты могло быть в большей степени уничтожено. Спустя 50 лет история уже не кажется такой трагической, но надо признать, что благодаря этому скромному и тихому человеку, она есть. Мир был в секундах от катастрофы, но к счастью, ее удалось избежать.
Будущее жизни
В 2002 году, директор архива Национальной безопасности Вашингтона, произнес благодарственную речь, в которой упомянул советского офицера как парня, который спас мир. К сожалению, мировая практика показывает, что талантливых и героических людей чтят лишь после смерти.
Через 19 лет после смерти, Василию Архипову присвоили звание «Будущее жизни» за защиту человечества от трагедии.
Подводная лодка В-56, рассекая воды Карибского моря, держала курс на Кубу. Согласно инструкциям, Архипов со своим экипажем, был направлен для оказания помощи и вызволение мира из кубинского кризиса. Холодная война затянулась, и внутренний хаос в городах свободолюбивого народа создавал беспокойство.
Ситуация на побережье накалялась, кубинцы вели огонь на поражение. американский самолет-разведчик был обстрелян, с U2 - утрачена связь, так как он сбился в воздушном пространстве СССР.
Неравный бой
Американские войска запеленговали советскую субмарину 27 октября. Эсминец USS Beale, открыл предупредительный огонь глубинными зарядами. Цель операции была очевидна: самолет-разведчик принуждал подводную лодку всплыть на поверхность.
Американское правительство поступило опрометчиво, недооценив мощь СССР. На борту В-59 была тактическая ядерная торпеда с мощностью, идентичной той, что была сброшена на Хиросиму.
Можно себе только представить, насколько силен был соблазн выпустить ее, тем более, что разрешение на запуск имелось. Архипов и пара боевых офицеров могли принять решение самостоятельно, не дожидаясь разрешения Москвы.
Атака на подводную лодку была мощной. К "Билу" присоединились еще несколько эсминцев. На советское судно было сброшено невероятное количество взрывчатки.
Реальность на субмарине
Из воспоминаний капитана Валентина Савицкого можно частично представить, что чувствовали парни в лодке. Каждую секунду было ощущение, что субмарина вот-вот разорвется на части.
Все знаки указывали на начало третьей мировой войны. 10-килотонная ядерная торпеда Б-59 была направлена в сторону "Рэндольфа" - гигантского авианосца во главе оперативной группы.
Офицер разведки Вадим Орлов в воспоминаниях описывает, как отреагировал капитан на бомбардировку: «Мы сейчас их взорвем! Мы умрем, но потопим их всех - наша команда не опозорит советский флот». Решительность капитана не вызывала сомнений, и если бы он мог единолично принимать решение, то разрушительную силу атома не возможно было бы остановить. Результат - ядерна война.
А что если бы...
Если представить возможное развитие событий при уничтожении "Рэндольфа" ядерным ударом, то дрожь может пойти по телу. Облако быстро достигло бы материка.
США показала бы свою силу и мощь ответным выстрелом. Цепная реакция могла натворить необратимых бед, так как крушение Москвы не прошло бы бесследно для авиабазы Восточной Англии и войск, сконцентрированных в Германии.
Советские цели не ограничились бы военными объектами. Разруха угрожала всем «экономическим мишеням». Вероятнее всего, мы бы сегодня не знали Великобританию такой, какая она есть. Выжили бы единицы.
Спрогнозировать действие США сегодня, в условиях покоя, несложно. Тогда, когда героические парни находились в изоляции, под обстрелом и принятие решения должно было быть незамедлительным, логическое мышление, точное понимание ситуации, очень выручило потомков.
Если представить, как бы вела себя сверхдержава в ответ на действия СССР, то можно не сомневаться, что ядерные боеголовки в количестве 5500 единиц, достигли тысячи целей. Сейчас бы у Китая не было проблем с переизбытком населения.
Подвиг Архипова
Сегодня с уверенностью можно сказать, что избежать жуткого сценария удалось благодаря 34 летнему герою, Василию Архипову. Возглавляя флотилию и неся полную ответственность за три подводные субмарины, держащие курс на Кубу, он имел все основания запустить торпеду.
Условием для принятия ответственного решение было согласие старших офицеров на борту. Три человека в экстремальных условиях взвешивали все за и против, решали судьбу человечества и склонялись к мнению не утешительному для будущего Земли.
Приказ Савицкого нанести удар поддержал второй офицер. Архипов был в меньшинстве, но он четко изложил свое мнение, уровень опасности от шумовых бомб. Ему удалось убедить коллег в отсутствии необходимости принятия радикальных мер.
Можно сейчас представить весь ужас, который пережил Кеннеди находясь в Белом Доме. Он боялся, что русские неправильно поймут шумовую атаку. Когда эсминцы прекратили обстрел, президент Америки выдохнул с облегчением.
Сегодня узнать, как Архипову удалось изменить мнение Савицкого и сколько времени ушло на диалог, не возможно, но субмарина поднялась на поверхность, не выпустив боеголовку. Американский эсминец отдал приказ на возвращение субмарин в Союз.
Лишь через 50 лет, при обмене впечатлениями о случившемся когда-то событии американцы узнали, что могло произойти и признали героизм Василия Архипова.
Подвиг советского офицера - обычное дело. Пережив эмоциональные события, Архипов продолжил службу во флоте. В 1975 году его удостоили звания контр-адмирала. Из воспоминаний его жены Ольги известно, что, возглавляя Кировскую военно-морскую академию, он до конца своих дней оставался тихим и скромным человеком.
в 1981 году Василия повысили до вице-адмирала, после чего он вышел на пенсию. По иронии судьбы причиной его смерти стал рак почки, спровоцированный аварией на атомной подводной лодке в 1961 году.
Заключение
Сегодня можно только восхищаться профессионализмом, мужеством и находчивостью советских офицеров. Их заслугу сложно переоценить. Мировое сообщество чтит, помнит и вспоминает с благодарностью подвиги военных, которые ценой своих жизней дали шанс будущему на спасение.