Какой была бы Россия, если бы большевики не свергли Романовых: взгляд со стороны
Октябрьская революция, а на деле банальный государственный переворот 1917 года, стала следствием позорной деградации власти. Повсеместное взяточничество, кумовство, интриги и заговоры разъедали государство изнутри. Сама форма правления в рамках империи была лишена гибкости, возможности быстро подстраиваться под чаяния общества, решать международные проблемы дипломатическим способом. При этом в стране хватало профессионалов и трудолюбивых людей.
Время упущенных возможностей
Россия была одним из лидирующих экспортеров продуктов питания. Хватало предприимчивых купцов, способных организовывать крупные промышленные производства, пусть и с помощью западных партнеров. В правительстве также были достойные люди, предлагавшие смелые реформы.
Но приход большевиков к власти отбросил страну на десятилетия назад. Вернее не сами большевики, а разразившаяся страшная гражданская война. Вождь пролетариата В.И. Ленин выдвигал здравые лозунги: отдать заводы рабочим, а землю – крестьянам. Но на деле это вылилось в стагнацию промышленности из-за нехватки грамотных управленцев и экономистов, а также появление непонятных крестьянам колхозов и совхозов. Что могло произойти, не случись двух революций 1917 года?
Впереди планеты всей
Несмотря на очевидный застой власти, выражавшийся монархической формой правления, бизнес в Российской империи процветал. Страна была мощнее в экономическом плане многих стран Европы и Соединенных Штатов. ВВП России с конца 19 века рос очень высокими темпами. СССР смог достичь статистических показателей 1916 дореволюционного года только к началу 30-х.
Особенно впечатляет экспорт сельскохозяйственной продукции, составлявший 40% общемирового экспорта. Страна была лидером по выращиванию и продаже пшеницы. Хорошо была развита и металлургия. Этому способствовали богатые запасы железной руды и леса. Впрочем, ключевые технологии приходилось экспортировать, нанимать иностранных специалистов. Но международная кооперация и сегодня актуальна.
Человеческий капитал
Мы подошли к самой чувствительной теме. Стране с плотностью населения на уровне Чада – 8,5 человек на квадратный километр – сложно одновременно защищать внешние границы и рационально осваивать природные ресурсы. Для сравнения, мировой лидер по темпам роста Китай может похвастаться плотностью 146 чел/км2, у финансовой сверхдержавы США показатель равен 34,5 чел/км2, у технологического лидера Японии – 336 чел/км2. Можно сослаться на безлюдные пространства Сибири и Дальнего Востока, но и у Китая половина территории – горы и пустыни. В США также хватает малозаселенных местностей: Аляска, Великие равнины, обширные территории Скалистых гор.
Но до революции все было иначе. В 1897 году перепись населения Российской империи показала наличие 125 млн человек. В Китае было 400 млн (больше, но не на порядок), в США всего 76 млн. Учитывая динамику прироста, по подсчетам ученых, к 2000 году в России должно было проживать почти 600 млн жителей! Данные военного ведомства были скромнее – 400 млн, что тоже впечатляюще. То есть даже по скромным прогнозам плотность населения была бы сравнима с сегодняшними Соединенными Штатами.
Упущенная победа
Здесь кроется один из главных резервов страны, который был бездарно упущен. Накануне революции Российская империя участвовала в Первой мировой войне на стороне Антанты. Главными союзниками были Франция и Великобритания, противниками – Австро-Венгрия, Турция и Германия. Боевые действия сопровождались неимоверным сопротивлением с обеих сторон, война вымывала все ресурсы, люди устали физически и психологически.
Но худо-бедно восточный фронт держался. Командованием под патронажем Николая II разрабатывалось решающее контрнаступление. На западе французы и британцы теснили немцев, победа была близка. После революции Ленин заключил невыгодный Брестский мир. А страны Антанты после капитуляции Германии и Австро-Венгрии получили от них большие репарации и территории. Россия, таким образом, лишилась своей части награды, которая была бы очень высокой. В частности, стратегические проливы к Черному морю Босфор и Дарданеллы могли перейти к Российской империи вместе с центром православия Константинополем.
Не все так радужно
Впрочем, существуют и альтернативные точки зрения, основанные на реальных событиях. По мнению ряда авторитетных историков, империя была слишком сильно поражена коррупцией и засильем некомпетентной знати на ключевых постах. Отсутствовало вертикальное движение кадров снизу вверх, которое бы давало шанс наиболее талантливым людям входить во власть.
Подобная проблема наблюдалась даже в армии. Например, поражение в Русско-Японской войне напрямую связывают с бездарным руководством. Даже победа над Германией не давала гарантий дальнейшего развития. В обществе были крайне сильны антимонархические настроения. Скорее всего, страна распалась бы на несколько частей. В общем, как раз это и произошло в реальной жизни в октябре 1917-го. В конце концов, все империи гибнут.