Как создавалась современная экономика: была ли "тюльпаномания" первым "спекулятивным пузырем", который лопнул и утопил целую страну

Давным-давно, ясным морозным днем один моряк зашел с поручением в дом богатого голландского торговца. Пока он ожидал ответа хозяина, его угостили на кухне плотным завтраком из прекрасной красной сельди.

И вдруг наш морячок заметил лук - по крайней мере он так думал - лежащий на подоконнике. Он воспользовался отсутствием челяди на кухне, сунул луковицу в карман, предполагая съесть с рыбкой на ужин и покинул дом торговца.

Если бы он знал, что, взяв луковицу, поворачивает экономическую историю мира на 180 градусов... Шел 1637 год.

Как началась и чем закончилась мировая охота за тюльпанами, рассказываем нашим читателям.

Яркие тюльпаны - вестники дохода

Казалось бы глупо платить миллион долларов за луковицу тюльпана, но если предположить, что покупатель намерен продать ее другому доверчивому покупателю за 2 миллиона долларов, то процесс окажется разумным вложением денег.

По сути дела на подобных спекуляциях позже была создана теория "большого дурака". Которая берет свое начало в Голландии.

Возможно ли формирование таких высоких цен?

Да возможно, был достаточно зажиточный уровень населения, к примеру, средняя заработная плата того времени в пересчете на сегодняшние курсы валют составляла более 1 миллиона долларов.

К слову сказать, в поисках пикантного дополнения к рыбе на ужин, ушлый морячок невольно похитил не просто луковицу, а редкую луковицу тюльпана Semper Augustus (Святой Август) баснословной цены. В те времена луковицы тюльпанов действительно достигали невероятных, космических цен.

Пропавшие луковицы... не пропали

Еще звучали лютни и виолончели по всей стране, радующейся, казалось, вечному "золотому веку" Голландии. Но уже слышались первые тревожные звоночки.

В феврале того же 1637 года оптовые торговцы "лампами", так на сленге назывались тюльпаны, собрались в Харлеме, к западу от Амстердама. Тревожные вести вызывали панические настроения: торговцы обнаружили, что на их товар нет спроса.

Совершенно неожиданно к ужасу голландских продавцов все было кончено и потеряно безвозвратно: в течение нескольких дней цены на голландские тюльпаны упали в десять раз.

Тюльпаноманию часто называют классическим примером финансового пузыря: это неподдержанный экономической целесообразностью рост цены на что-либо, из-за того что товар скупают по высоким ценам с целью получения еще большей прибыли при его последующей продаже.

Однако тонкий вопрос возникновения страсти и любви мира к тюльпанам был подробно исследован Чарльзом Маккеем в книге, выпущенной через 200 лет после истории с морячком и краха тюльпаномании.

Идеи, новаторство или заблуждения

Исследование Чарльза Маккея от 1841 года заставляет о многом задуматься, иначе взглянуть на пути развития современного мира.

Его книга «Необычайно популярные заблуждения и безумие толпы» полна ярких историй о том, как неожиданно в торговлю тюльпанами оказалось вовлеченным все население Голландии.

Допустим, что не всем рассказам, которыми обрастают старинные события, можно верить. Но только фактам, которые, как известно, вещь упрямая. Так вот, достоверно известно, что не только тюльпанами и их торговлей увлекалась Европа XVI-XVII веков. Тюльпаны были частью массового наплыва в европейские страны и других непривычных, новых для населения растений.

Наряду с тюльпанами активно торговались не менее редкие по тем временам культуры: помидоры, топинамбур, картофель, зеленый и красный перец, фасоль... Но, конечно, цены на тюльпаны били все рекорды.

На просторах Голландии: процесс пошел

Сначала луковицы тюльпанов было трудно идентифицировать, ведь они так походили на обычный лук. Поэтому их можно было принять за обычный овощ. По крайней мере, известны случаи, как кто-то поджаривал луковицы цветков с маслом и уксусом. Кстати, говорят, они были очень вкусные и нежные....

Но по мере того как все больше прояснялась тактика и стратегия торговли луковицами тюльпанов, многие начали рассказывать легенды о своих находках, открытиях и удивительной прозорливости. Как это часто случается и в современном мире: за лирикой скрывались жестокие факты. А что же тюльпаны?

Дальше - больше. Некоторые сорта, пораженные естественными микробами, вирусами, поврежденные насекомыми, мимикрировали и видоизмененялись. Постепенно, тюльпаны превратились из простых цветков с одноцветными, хоть и яркими лепестками, в изысканные виды с фантастическими узорами и формой лепестков.

Процесс собирательства луковиц был подобен тому, как сегодня очень богатые люди собирают красивые картины по крайне высоким ценам. Так и раньше: богатый голландский купец собирал и выставлял на продажу редкие тюльпаны. Бывает ли спекуляция честной в принципе, узнаем дальше.

В саду ботаника расцвело... всеобщее безумие

Карлос Клаузис - знаменитый ботаник своего времени - старательно выводил сорта тюльпанов и щедро делился ними с друзьями-учеными, но неожиданно образовалась "утечка" сортового материала.

Его сад и раньше страдал от множества краж редких растений. Но самым вопиющим случаем стало то, что его сокровища - плод многолетних трудов - неожиданно стали запросто произрастать в знаменитых садах Европы.

Как, например, редкие тюльпаны Карлоса, которые были найдены в саду одного венского аристократа. Конечно, аристократ все отрицал....

Тем не менее в начале XVII века цена на тюльпаны только продолжала расти. Цветок символизировал статус, за ним ухаживали больше, чем за малыми детьми. Что вызывало осуждение философов и теологов.

Надо ли напоминать о том, как с ростом цен упала нравственность... Вот что делает погоня за прибылью: сорт тюльпана определял не только стоимость цветка, но и назначал цену самому хозяину. К слову сказать, в истории не зафиксировано случаев, чтобы во времена тюльпаномании в одних руках у считаных персон было сосредоточено больше 12 штук луковиц знаменитого "августина", ибо слишком дорогое удовольствие - честная торговля.

Зеркальная история

Некто голландец по имени Адриан Пау был невероятно богатым и влиятельным человеком того времени. Он был приближенной особой к самому премьер-министру, и, пользуясь связями и влиянием, заложил тюльпановый сад. Но что интересно, помимо тюльпанов сад был заполнен искусно расставленными по территории насаждений зеркалами.

На центральной клумбе сада росли редкие тюльпаны, которые в отражении зеркал, визуально увеличивали количество посадок. Такое зеркальное "изобилие" тюльпанов призвано было подавлять всех, кто сомневался во всемогуществе Пау. На счастье хозяина, зеркала невольно выполняли еще одну функцию: отражали свет и увеличивали световой день, что благотворно сказывалось на росте и цветении тюльпанов, хотя этому тогда не придавали особого значения.

А правда заключалась в том, что даже такой богач, как Пау, не мог позволить себе столько тюльпанов, сколько надо, чтобы заполнить сад, слишком дорого цветочки стоили.

Надулся, а потом лопнул

Самой высокой ценой была стоимость в 5200 гульденов за одну луковку упомянутой в начале зимой 1637 года. Для сравнения: картина Рембранта "Ночной дозор", проданная чуть позже, стоила примерно 1700 гульденов, а годовой заработок квалифицированного рабочего, например плотника, была 250 гульденов.

Можно сомневаться, что кто-то съел луковицу за миллион и не подавился, но нет сомнений, что редчайшие сорта тюльпанов приравнивались к миллионному состоянию. Владение редкой луковицей было немного похоже на современное владение скаковой лошадью-чемпионом, когда гораздо более ценно потенциальное потомство.

Луковицы тюльпанов производят не только тюльпаны, но и побочные луковицы, называемые смещениями. Учитывая, как далеко богатые могут зайти в поисках наживы, нет ничего глупого в том, что торговцы луковицами платили огромные цены за первичные, топовые "лампы", с надеждой вырастить из них редкую луковицу.

Но именно в это время наступил переломный момент, когда финансовый пузырь тюльпаномании лопнул. Все вокруг торговали, превращаясь в "больших дураков". Покупки естественным образом иссякли.

Сомнение - начало выздоровления

Вполне возможно, все было иначе. Количество тюльпанов возросло, в том числе умножались и редкие луковицы, естественно было ожидать, что цены рано или поздно упадут. Могло и так случиться, что приезжие торговцы заметили февральское обилие проросших тюльпанов повсюду и поняли, что урожай будет сказочным.

Если так и было, то десятикратное падение цен стало следствием увеличения предложения, а не "взрывом" финансового пузыря.

Как бы то ни было, тюльпаномания утихла. Последствия были болезненными: многие сделки были не простыми продажами, но заключенными договорами на будущие покупки (фьючерсными сделками по сути). Между покупателями без денег и продавцами без тюльпанов произошло много разборок по поводу того, кто, что и сколько должен. А процветающая голландская экономика зашла в тупик на несколько столетий.

Комментарии
-1
Написано странным и сумбурным языком, лучше было бы рассказать последовательно о зарождении тюльпанов , о самой лихорадке и о спаде цен. Также непонятно , откуда взялся моряк, содержание не соответствует названию статьи