Выжила на необитаемом острове, на 150 лет опередив Робинзона Крузо: история дворянки, которую наказали за позорную любовь
Роман Даниэля Дефо о морском путешественнике и плантаторе Робинзоне Крузо, вынужденном долгие годы выживать на необитаемом острове, сразу после издания стал сенсацией и повлек появление множества подражаний.
Но мало кто знает, что еще в 1558 году, более чем за полтора века до рождения жанра робинзонады, увидела свет новелла о Маргарет де Ля Рок де Роберваль, женщине, чья история похожа на сказку, хотя и страшную.
Наказание за любовь
Дворянка по происхождению, Маргарет, равно как и ее родственник Жан-Франсуа Роберваль, были людьми отнюдь не бедными: совместно они владели богатыми угодьями на юге Франции. Точная степень родства между ними остается неясной, были ли они дядей и племянницей, или же двоюродными братом и сестрой - доподлинно неизвестно. Как бы то ни было, в 1541 году Жан-Франсуа, водивший дружбу с французским королем Франциском I, был назначен генерал-лейтенантом Новой Франции (Квебек, ныне территория Канады) и отправился выполнять свои обязанности. Вместе с ним на корабль, идущий в Новый Свет, взошла и Маргарет.
Дальнее плавание, когда вокруг нет ничего, кроме волн, способно навеять скуку на кого угодно, особенно на молодую девушку. Скоро до Жана-Франсуа дошли слухи о романе Маргарет с юношей по имени Этьен Госселин, также плывшим на корабле в качестве пассажира.
Стала ли причиной ревность или пуританские взгляды бывшего гугенотом Жана-Франсуа, но он приказал высадить родственницу на необитаемом острове вместе с ее любовником. Вполне вероятно, что мотивы у Роберваля были куда банальнее: избавившись от Маргарет под предлогом ее грехопадения, Жан-Франсуа планировал завладеть ее долей богатства и земель.
Остров Демонов
Итак, в конце весны или начале лета 1542 года Маргарет и Этьен вместе со старенькой служанкой девушки, Дамьеной, оказались на крошечном клочке земли, носящем устрашающее название остров Демонов. Остров считался проклятым у моряков из-за устрашающих жутких звуков, доносящихся с его берегов, и скорого спасения ожидать не приходилось.
Немногочисленный скарб, оставленный командой корабля изгнанникам, состоял из ножей, пары инструментов для обработки земли, кое-какого провианта на первое время и Библии. Еда закончилась очень быстро, и женщины были вынуждены собирать моллюсков, ягоды и коренья, а Этьен охотился на мелких зверей, чтобы не умереть с голоду. Еще больше осложняла ситуацию беременность Маргарет, о которой она узнала уже после того, как попала на остров.
Не выдержав лишений, скончалась сначала старая служанка, а затем и Этьен. Вероятнее всего, это случилось еще до появления ребенка – к моменту родов Маргарет осталась на острове совершенно одна. Младенец не прожил долго: скудный рацион с трудом позволял поддерживать силы самой матери, не говоря уже о том, чтобы она могла вскормить ребенка.
Истинная сила духа
Можно представить, насколько велико было изумление рыбаков, осенью 1544 года проходивших мимо острова Демонов. Женщина вышла им навстречу на берег, завернувшись в медвежью шкуру и сжимая в руках потрепанную Библию. Будучи дамой благородного происхождения, Маргарет выжила, научившись самостоятельно охотиться, разделывать туши и разводить огонь. Всего Маргарет де Ля Рок де Роберваль провела на острове два с половиной года.
Подобрав изнуренную женщину, моряки отвезли ее обратно во Францию, где она была принята при дворе сестрой Франциска I, Маргаритой Наваррской. Позднее принцесса изложила удивительную историю о любви и выжившей на острове тезке в новелле, вышедшей в составе сборника «Гептамерон».
Маргарет де Ля Рок де Роберваль после всего пережитого, несмотря на дворянское происхождение, отказалась от шумной светской жизни и открыла в Пикардии собственную школу для девочек, исполняя обязанности директора и учительницы.
Что касается Роберваля, так жестоко обошедшегося с Маргарет и ее любовником, возможность воспользоваться богатством родственницы не помогла ему поправить дела: в 1555 году родовой замок де Робервалей был конфискован за долги. Сам Жан-Франсуа в 1560 году был убит разъяренной толпой в ходе столкновения католиков и гугенотов.