Скромность и атмосфера взаимного уважения: какие принципы воспитания были в семье российского императора Николая II

В семье последнего российского императора, Николая II и его супруги Александры Федоровны было четыре дочери и сын. Для воспитания детей использовались очень строгие правила – никакой роскоши, баловства. Монарх полагал, что его дети ничем не отличаются от других русских малышей. Давайте узнаем основные принципы воспитания, которых придерживалась царская семья.

Общие подходы

Отец и мать старались быть для свои отпрысков реальным примером, именно поэтому не ругались между собой, старались создавать атмосферу взаимного уважения, любви. Родители не предлагали им светские развлечения вроде балов, однако нередко присоединялись к играм. Несмотря на статус царских детей, царевны спали в по-спартански оформленных покоях с самой простой мебелью, играли сломанными игрушками, донашивали одежду за старшими.

Скромность

Это один из основных принципов воспитания в царской семье. Царевны и цесаревич рисовали, занимались музыкой, вышивали. Также особое значение уделялось спортивным тренировкам: катанию на велосипеде, игре в теннис. Зато светские мероприятия были для них редким развлечением.

Царица следила за нравственностью дочерей, поэтому сама выбирала для них книги, старалась оградить от опасной литературы. Именно поэтому девочки чаще всего читали классические английские романы, духовные произведения.

Чтобы привить девочкам скромность, император запретил делать им дорогие подарки, украшения. Еда в доме была только самой простой, обстановка – аскетической.

Удивительный факт: первый золотой браслет царевны получали в подарок в 12 лет, а жемчужное ожерелье – в 16. Поэтому слухи о том, что при дворе царила роскошь, что монархи позволяли себе баснословные траты – не более чем домыслы.

Любовь и принятие

Александра Федоровна полагала, что дети должны развиваться в атмосфере истинной, подлинной любви. Именно поэтому процветали семейные мероприятия: совместные чтения, продолжительные беседы, даже театральные постановки, в которых принимала участие вся царская семья.

Трудолюбие

Это была одна из главных ценностей, которые Николай и Александра старались привить дочерям и сыну. Дети монархов не спали до обеда, их день начинался практически с рассветом и был расписан до минут: обучение, спорт и танцы, вышивание и музыка. Сами родители старались показывать во всем пример, не демонстрировали праздности. Действовало строгое семейное правило: каждый день дети должны были записывать в дневник произошедшие события – считалось, что это формирует в них дисциплину.

Еще одна особенность – религиозность. Вера в бога играла огромную роль в жизни царской семьи. Сам образ мыслей великих княжон и цесаревича должен был быть подчинен нравственным законам христианства и морали.

Помощь нуждающимся

Еще один важнейший принцип воспитания детей в царской семье – обязательное уважение к любому человеку, будь то богато одетый аристократ или обычный крестьянин. Наследники знали, что мир полон горечи, однако в силах царевен и цесаревича помочь нуждающимся. Поэтому с ранних лет девочки занимались благотворительностью. Известно, что старшие княжны посещали госпитали, где оказывали посильную помощь. А в годы войны ухаживали за ранеными, принимали участие в проведении операций.

Младшие также не оставались в стороне: они читали книги раненым, писали от их имени письма родным. Цесаревич Алексей старался поддержать дух солдат, ездил на фронт с императором.

Александра Федоровна учила своих дочерей быть вежливыми даже по отношению к прислуге, ценить, что та заботится о них. Императрица отмечала, что простые люди также устают, выполняя свои обязанности, могут плохо себя чувствовать, это нужно учитывать при общении с ними. Если же царевна была не права, попросить прощения за собственную оплошность – отнюдь не стыдно.

Часто дети царской четы делали подарки нуждающимся, старались всегда подавать милостыню. Родители старались не ограждать детей от реалий жизни – боли, болезней, человеческих страданий, поскольку только таким образом можно было подготовить их к выполнению обязанностей монархов.

Женские обязанности

Представительницы царской семьи воспитывались как хранительницы домашнего очага. Александра Федоровна делилась с детьми секретами ведения быта. Она отмечала, что дом и семья держатся именно на женщине, понимать это следует с раннего детства. Именно поэтому девушки, которые могли позволить себе любое количество прислуги, учились шить рубашки, гладить белье, заниматься рукоделием.

А цесаревич Алексей умел выращивать и убирать пшеницу. Вместе с отцом царские дети занимались огородом, заготавливали на зиму дрова, чистили снег.

Многие из принципов воспитания, которые использовала царская семья, можно взять за основу в наше время, чтобы воспитать нравственного ребенка, готового протянуть руку помощи нуждающимся. Одна из подруг императрицы отмечала, что великие княжны были чистыми и бесхитростными, милосердными и добрыми, грязная сторона жизни обошла их стороной.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вам такие принципы воспитания?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.