"Парень, который спас мир". Советский офицер, предотвративший Третью мировую
Возможно, для вас это станет настоящим откровением, но Третья мировая война, которая стала бы ядерной, могла начаться во время так называемого Карибского кризиса. От глобального хаоса, колоссальных разрушений, а также миллионов человеческих жертв уберегло хладнокровие командира советской дизельной подводной лодки Василия Архипова.
Гонка вооружений
Советский Союз и Соединенные Штаты Америки, которые в годы Второй мировой войны были союзниками, ввязались в так называемую холодную войну. Каждое из государств стремилось продемонстрировать свою военную мощь и искало поддержку в лице других стран.
Так, например, США заключили договор с Турцией на строительство военной базы на ее территории, с которой большая часть ракет в мгновение ока могла поразить объекты европейской части государства, находящегося под властью коммунистического режима. В свою очередь Советский Союз не был готов уступать. Коммунистические лидеры Кубы и СССР договорились о строительстве военной базы на острове, находящемся в непосредственной близости от берегов США. Между лидерами небольшого островного государства и самой великой державой в мире был заключен тайный договор, позволяющий советским войскам размещать на Кубе ядерные ракеты.
Советы стремились любым способом укрепить свои возможности превентивного ядерного удара по территории Соединенных Штатов Америки, которые на то время уже перебросили часть вооружений в Турцию. А Куба получала собственную выгоду: помимо колоссальных денежных средств, выделенных Союзом, кубинцы могли не переживать о возможном вторжении армии США на их земли.
Оба лидера двух сверхдержав понимали, что они входят в довольно острую фазу противостояния. Однако ни один из них не собирался уступать своему оппоненту, бряцая оружием и смертоносными ракетами при каждом удобном случае.
Карибский кризис
Вся эта эпопея с перемещением огромного количества потенциально опасного вооружения привела к так называемому Карибскому кризису, который длился на протяжении 13 дней: с 16 по 28 октября 1962 года. Именно в этот период Советский Союз и Соединенные Штаты Америки находились в самой острой фазе противостояния, которая вполне могла бы закончиться ядерной войной. По словам Артура Шлезингера, сотрудника администрации американского президента Джона Кеннеди, это был самый опасный момент в истории человечества.
После нескольких недель сбора информации американской разведкой, которая следила за тем, как советские вооруженные силы наращивают свой ядерный потенциал на Кубе, произошел весьма опасный инцидент. Американский самолет-разведчик, пролетающий над островом, сфотографировал строящиеся военные объекты, которые предназначались как для хранения, так и запуска ядерных ракет. Эти снимки очень обеспокоили американцев, ведь Куба находится всего в 90 милях от материковой части Соединенных Штатов Америки. Любая ракета, выпущенная с ее территории, в считаные секунды способна поразить любую точку восточной части США.
Президент Кеннеди пришел к однозначному решению: какими бы ни были планы Советского Союза и руководства Кубы, нужно сделать все возможное, чтобы с территории острова исчезли все советские ракеты. США не рассматривали прямого вторжения на остров. Вместо этого они устроили настоящую блокаду, перекрыв доступ к Кубе советским кораблям. После чего был выдвинут ультиматум: Советский Союз должен убрать весь свой ядерный потенциал с острова.
Результативные переговоры
Между двумя сверхдержавами состоялась целая серия напряженных переговоров, что помогло положить конец конфликту. К 28 октября Соединенные Штаты Америки согласились убрать свои ракеты с территории Турции, а Советы дали добро на то, чтобы вывести свое вооружение с Кубы.
Обнаружение «В-59»
Пока лидеры двух стран вели напряженные переговоры, они практически ничего не знали, что на самом деле происходит в Карибском бассейне. Офицер военно-морского флота СССР Василий Архипов, которому на тот момент было 34 года, являлся одним из трех командиров, находящихся на борту дизельной подводной лодки «В-59». Субмарина направлялась к берегам Кубы, но получила приказ остановится в районе Карибских островов. После полной остановки подводная лодка была замечена американскими самолетами-разведчиками, и командиры приняли решение о погружении на глубину, чтобы скрыть свое присутствие в Карибском бассейне.
Но американцы оказались настырными. Они решили заставить экипаж «В-59» всплыть на поверхность и применили глубинные снаряды, которые на протяжении нескольких дней один за одним сбрасывали в точку предполагаемого нахождения субмарины. Однако военнослужащие армии США не знали, что данная подводная лодка имеет на своем борту ядерные торпеды, которые было приказано применять в случае прямой угрозы, не дожидаясь чьего-либо одобрения.
Критическая точка
Находящиеся под поверхностью воды советские моряки не понимали, что происходит на поверхности. Они терялись в догадках, а некоторые даже предполагали, что ядерная война уже началась. Ситуация внутри «В-59» осложнялась тем, что в субмарине не было системы очистки и кондиционирования воздуха. Спустя четыре дня уровень углекислого газа зашкаливал, а некоторые матросы теряли сознание.
Когда ситуация накалилась до предела, один из трех капитанов, Валентин Савицкий, решил, что у них нет выбора, кроме как атаковать американские корабли ядерной торпедой, расчистив себе дорогу к Кубе. Его поддержал второй капитан, Иван Масленников, демонстрировавший полную готовность применить оружие, заряд мощности которого сопоставим с зарядом бомбы, сброшенной на Хиросиму. Для запуска торпеды нужно было согласие трех командиров, однако Василий Архипов сказал "нет".
Сохраняя ясный рассудок, капитан Архипов не только догадался, что американцы атакуют их глубинными бомбами, которые не представляют никакой опасности, но и смог убедить в этом своих товарищей.
Послесловие
Данная история получила широкую огласку лишь спустя 40 лет, когда советский офицер Вадим Орлов, находящийся на борту «В-59» с Архиповым, рассказал о том, что на самом деле происходило внутри субмарины.