Их было 12. За что осуждали жен декабристов, поехавших в Сибирь с мужьями
После восстания декабристов в 1825 году за непосредственное участие в нем осудили 121 человека. Некоторые из них отправились в Сибирь, на каторгу, другие служили на Кавказе рядовыми солдатами. За своими мужьями в Сибирь поехали и их жены, которых стали называть декабристками. Сегодня их поступок считают подвигом. Но в те времена он не воспринимался столь однозначно. В дворянском обществе многие осуждали этих женщин, ведь, последовав за мужьями, они оставили на произвол судьбы своих малолетних детей.
Самые верные жены
На момент выступления декабристов на Сенатской площади из них в браке состояло 22 человека. За своими вторыми половинами в Сибирь отправились 11 жен и одна невеста. Речь идет о французской модистке, Полине Гебль, последовавшей за Иваном Александровичем Анненковым. Маленькую дочку Александру, которая родилась вне брака, Полина оставила будущей свекрови.
Оставляли своих детей и дворянки, так как их брать с собой было запрещено. Для своих супругов они стали настоящей опорой, лучом света, утешением в тяжелейших условиях каторги. Этим женщинам пришлось перенести множество невзгод и страданий. Не говоря уже о том, что это были дамы из высшего общества, воспитанные в неге и роскоши.
Ведь они, в отличие от их мужей, которые понимали, на что они идут, и осознавали, что им предстоят тяжелые испытания, не были готовы к такой жизни. Безусловно, поступок декабристок, пожертвовавших собой ради любимых, можно назвать героическим. Это характеризует их как верных, преданных, самоотверженных женщин.
Обратная сторона медали
Но у этого выбора есть и другая, негативная сторона. Ведь они навсегда оставляли своих дочек и сыновей без матери, бросая их ради мужчин, которые по факту являлись государственными преступниками.
Среди них детей не было только у четверых. Остальные выбрали супружеский долг, даже те из них, которые не разделяли убеждения супругов, из-за которых те решились на выступление против существующей власти и были осуждены на каторжные работы. Как, например, Мария Николаевна Волконская. Своему брату Александру она писала в 1826 году:
…Не его [мужа] арест меня огорчает, не наказание, которое нас ожидает, но то, что он дал себя увлечь, и кому же? Низким из людей, презираемым его beau-père [тестем], его братьями и его женой…
В семье Марии Николаевны авторитет ее отца, Николая Николаевича Раевского, генерала, героя воны 1812 года, был очень велик. Он был категорически против отъезда в Сибирь дочери. Но затем он согласился, выдвинув условие, что ребенок будет оставлен именно у него. Он считал, что она непременно воротится к сыну. Волконская уехала, когда мальчику было девять месяцев. А в возрасте двух лет он умер вдали от отца и матери.
Заплатили высокую цену
Поэтому неудивительно, что в современном им обществе декабристки подвергались осуждению. В данном случае речь идет о матерях, которые предпочли сохранить свой брак очень дорогой ценой, ценой страданий маленьких детей, по сути, остававшихся сиротами при живых родителях.
Таким образом, мнение о декабристках было двоякое. Впрочем, таким оно остается и сегодня, несмотря на то что они воспеты во множестве художественных произведений как женщины-героини.
Те, которые не бросили детей
А что же остальные 10 жен декабристов, участвовавших в восстании в Санкт-Петербурге? Почему они не отправились вслед за своими мужьями на каторгу? Именно из-за того, что они выбрали детей, а не потому, что были холодны к мужьям.
Как, например, супруга Артамона Матвеева, Вера Алексеевна. Ее муж был полностью согласен с ней. Друг другу они писали нежные письма, мечтая о встрече. Но это им так и не удалось. Вера Алексеевна намного пережила супруга и вся отдалась воспитанию единственного из выживших сыновей.
Анастасия Якушкина, жена Александра Якушкина, вышла за него замуж по большой любви, когда ей было 16 лет. Она всем сердцем рвалась к мужу, но оба понимали, что только мать, пусть и очень юная, может дать счастье своим детям. Якушиным не суждено было хотя бы еще раз увидеться друг с другом. Анастасия скончалась, успев вырастить сыновей. Муж прожил на 11 лет больше ее.
Исходя из сказанного, возникает вопрос: кто из жен декабристов проявил больший героизм - те, которые отправились вслед за мужьями в ссылку, или те, кто не сделал этого ради детей? Кто знает...