Вина на его народе: почему летчик Амет-Хан Султан не получил третьего Героя СССР
Легендарный советский летчик Ахмет-Хан Султан в годы Великой Отечественной войны дважды удостоин звания Героя Советского Союза. В послевоенные годы становится одним из прославленных советских летчиков-испытателей. В 1965 г. выступил за возвращение на родину крымских татар, депортированных в 1944 году.
Мечтал стать летчиком
Ахмет-Хан Султан родился в Алупке (Крым) в рабочей семье дагестанского горца (лакца) и крымской татарки в 1920 году. Окончил 7 классов местной школы и уехал в Симферополь учиться в ФЗУ на слесаря, а после окончания учебы работает в депо железной дороги.
В это время парень начинает заниматься в симферопольском аэроклубе, после чего в 1939 году по направлению военкомата едет учиться в Качинскую летную военную школу.
Блестящая характеристика от аэроклуба позволила ему стать курсантом. В 1940 году, после окончания учебы, прибывает к месту службы в Одесский военный округ, в 4-й истребительный полк, дислоцированный в г. Кишиневе.
Первый подвиг
В первый день войны Ахмет Султан совершил несколько разведывательных и штурмовых вылетов на самолете И-153. В октябре 1941 года он имел на своем счету 130 вылетов и был награжден орденом Красного Знамени.
В мае 1942 года на подлете к Ярославлю преследовал двухмоторный бомбардировщик Ju-88. Израсходовав весь боезапас, Ахмет-Хан Султан подлетел к нему снизу и таранил крылом своего «Харрикейна».
Ju-88 с тоннами авиационных бомб резко пошел вниз, увлекая за собой самолет Султана, крыло которого застряло в его корпусе. Ахмет-Хан успел выпрыгнуть с парашютом из горящих обломков самолета.
Охотник за немецкими асами
К середине 1942 года Ахмет-Хан Султан был опытным летчиком в составе специального 9-го гвардейского авиаполка «охотников» за немецкими асами, в котором воевали прославленные летчики В. Лавриненков, И. Борисов, А. Рязанов, Б. Еремин, И. Степаненко. В августе 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
На Ла-7, новейшем истребителе, Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в войне. В конце апреля 1945 года сбивает над берлинским аэродромом Темпельгоф самолет Fw-190. В августе 1945 года он во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза. На его счету 603 боевых вылета, 150 воздушных боев, 30 лично сбитых самолетов, 18 – в групповых вылетах.
Свидетель депортации
В 1944 году, приехав в отпуск к родителям в освобожденный Крым, Ахмет-Хан Султан становится свидетелем депортации крымских татар. По приказу Сталина крымско-татарский народ был объявлен предательским. Трудно сегодня объяснить это решение, но аналог ему в международной практике был, когда 120 тысяч японцев были депортированы с западного побережья США во время 2-й мировой войны. Уже после войны американский Сенат оправдал это решение.
Его родителей не тронули, так как семья считалась лакской. Его младший брат во время оккупации служил в полиции и был арестован НКВД. Что пришлось пережить Герою Советского Союза, мы можем только догадываться. В его душе навсегда осталась незаживающая рана.
Он возвращается на фронт и, несмотря на то что был наполовину крымским татарином, а его брат находился под арестом как предатель, он за свои подвиги получает еще одну Звезду Героя.
В 1965 году он обращается к правительству СССР с просьбой вернуть крымских татар на родину, считая, что целый народ не может быть предателем. Наказывать нужно тех, кто действительно предавал. Его друг, поэт Расул Гамзатов, вспоминал, что однажды он задал ему вопрос: «Чей же ты?» На что Ахмет-Хан Султан со всей присущей ему честностью и прямолинейностью ответил:
Я герой не татарский и не лакский. Я Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?
Послевоенное время
Он был предельно честным человеком. Когда его в числе других советских асов отправили на учебу в Военно-воздушную академию, он трезво оценил свое образование – 7 классов школы, ФЗУ и год Качинской летной военной школы. У него не было необходимой базы знаний. Он был выдающимся практиком. Ахмет-Хан Султан пишет рапорт на отчисление. Его увольняют из армии и отправляют в запас.
В 25 лет он остался без любимого дела. Только благодаря боевым друзьям в 1947 году зачислен летчиком-испытателем Летно-исследовательского института, где испытывались новейшие самолеты. Чтобы попасть сюда, нужно было пройти строжайший отбор, который он прошел, несмотря на то что был наполовину крымским татарином и братом коллаборациониста.
Новому делу – испытанию самолетов, он посвятит всю оставшуюся жизнь. За два года он становится летчиком-испытателем 1-го класса. Сделать такую головокружительную карьеру удавалось единицам. Ордена и Звезды Героев здесь не шли в зачет, ценились только профессиональные и личные качества.
В 1953 году Ахмет-Хана Султана в третий раз представили к званию Героя СССР, но утверждения не произошло. Он, как человек гражданский, становится лауреатом Государственной премии СССР. Ахмет-Хан Султан испытал свыше 100 летательных аппаратов, проведя в небе 4237 часов, и был удостоен высшего звания «Заслуженный летчик-испытатель».
Погиб на испытаниях 01.02.1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его считают своим героем в Дагестане, Крыму. Ему установлены памятники, и названы его именем улицы городов. Таким героем можно гордиться.