"Курский соловей" Надежда Плевицкая: как любимица царя и кумир эмиграции стала советской разведчицей
В 1940 году при невыясненных обстоятельствах в городе Ренн (Франция) умерла знаменитая певица Надежда Плевицкая. Русская эмигрантка скончалась в каторжной тюрьме. В 1938-м ее приговорили к 20 годам заключения за соучастие в похищении генерала Евгения Миллера.
Как обычная крестьянка стала любимицей знати Российской империи, ценным агентом ГПУ и женой прославленного белогвардейца? Ее история жизни достойна не одного голливудского блокбастера...
Детство
В родном селе под названием Винниково, где 17 января 1884 года родилась Плевицкая, ее называли Дежкой. Отец Надежды был "николаевским солдатом" - после 18 лет в армии, домой он вернулся полуслепым, но с помощью супруги смог создать крепкое хозяйство. Для большой семьи (12 детей) не было нужды ни в еде, ни в одежде. Мать Надежды хоть и была неграмотной женщиной, но церковную службу знала хорошо. Все остальные члены семьи умели читать и писать.
В книге воспоминаний, которая вышла в 1925 году в Берлине маленьким тиражом, о своем детстве Плевицкая говорила так:
Семеро было нас: отец, мать, брат да четыре сестры. Всех детей у родителей было двенадцать, я родилась двенадцатой и последней, а осталось нас пятеро, прочие волей Божьей померли.
Жили мы дружно, и слово родителей для нас было законом. Если же, не дай Бог, кто "закон" осмелится обойти, то было и наказание: из кучи дров выбиралась отцом-матерью палка потолще со словами: "Отваляю, по чем ни попало".
А вот и преступления наши: родители не разрешали долго загуливаться. "Чтобы засветло дома были", — наказывала мать, отпуская сестер на улицу, потому что "хорошая слава в коробе лежит, а дурная по дорожке бежит". Вот той славы, что "по дорожке бежит", мать и боялась.
Душа требовала песни
Со смертью отца семья познала нужду, и Дежка устроилась поденщицей. Чтобы заработать на пропитание, девушка стирала белье. В то время деление земли после смерти покойного происходило между сыновьями. Надя идти в батрачки не хотела, поэтому мать отвезла ее в Троицкий девичий монастырь. Там она работала наравне с другими послушницами, пела в хоре, а по праздникам навещала родных и посещала ярмарки.
Однажды там вместе с сестрой она увидела цирк. Плевицкой настолько понравилось представление, что она решила покинуть монастырь и устроиться артисткой. Звонкоголосую девушку приняли в труппу, но эта новость дошла до матери, которая со скандалом забрала ее оттуда. К слову, в монастыре Дежка тоже не задержалась: ее душа требовала песни.
Участница хора
Вскоре вместе с тетушкой Аксиньей она отправилась в Киев на богомолье, где услышала пение хора Липкиной. Девушка попросилась к ним и после испытания была принята. Ей было назначено 18 рублей жалованья в месяц. После кончины отца денег на учебу не было, поэтому на тот момент Наденька не умела ни писать, ни читать. Зато у нее был абсолютный музыкальный слух и прекрасный голос.
В репертуаре хора было много народных песен, которые потом стали визитной карточкой Плевицкой. Но вскоре Липкина скончалась, и девушке пришлось искать новую работу.
На короткий срок она примкнула к балетной труппе Ивана Штейна. Здесь она познакомилась с танцовщиком по фамилии Плевицкий, за которого вышла замуж. Брак просуществовал недолго, но своего бывшего супруга Дежка потом поддерживала как морально, так и финансово. За время семейной жизни Плевицкий обучил супругу основам хореографии и показал, как правильно держаться на сцене.
Следующий этап в карьере
Уникальный голос Надежды привлек внимание директора знаменитого русского ресторана "Яр". Судаков предложил Плевицкой подписать ангажемент, и после долгих колебаний она согласилась.
Первое выступление прошло успешно. Москвичам Надежда понравилась, и уже осенью 1910 года она подписала выгодный контракт с Нижегородской ярмаркой. Во время концерта в ресторане Наумова ее заметил Леонид Собинов. Прославленный певец оценил талант и пригласил Плевицкую спеть на благотворительном концерте в оперном театре.
Выступление на большой сцене прошло с ошеломительным успехом, и Собинов предложил Наде уйти в сольное плавание. Она прислушалась к совету и уже вскоре стала знаменитой. Теперь ее имя звучало в одном ряду с Шаляпиным, который называл ей "русским жаворонком".
"Курский соловей"
Теперь Плевицкая выступала в высшем свете. Вскоре ее попросили спеть перед императорской семьей. В Царскосельском дворце бывшая "ресторанная певичка" исполняла перед Николаем II и его приближенными русские народные песни. В своих мемуарах артистка писала, что последний самодержец всероссийский сказал, что она "должна оставаться такой, как есть" и поет "для сердца".
По рассказам очевидцев, государь, слушая пение Плевицкой, низко опускал голову и плакал. В знак благодарности за выступление императрица Мария Федоровна подарила Надежде бриллиантовую брошь в форме жука, а Николай II отдал со своей руки драгоценный перстень.
Слава Надежды гремела на всю необъятную Русь. Гастроли приносили хороший доход. В 1911 году она приобрела в родном селе большой участок земли, построила для летнего досуга особняк, заказала колокол для местной церкви, а когда в 1914 году Винниково пострадало от пожара, артистка помогла отстроить дома соседей-погорельцев.
Война, революция и встреча со Скоблиным
С началом Первой мировой Плевицкая вместе с концертной бригадой выехала в действующую армию, где стала сиделкой в военном госпитале. За самоотверженную работу была награждена орденом Святой Анны.
На тот момент она была уже во втором браке. Ее супруг - поручик Шангин погиб в бою. Позже певица вышла замуж за военнослужащего Юрия Левицкого.
После революции началась Гражданская. Супруг певицы перешел на сторону красных, она последовала за ним. Оставшись в Москве, она даже и не помышляла о загранице: ее там никто не знал, не ждал, да и капиталов в иностранных банках Плевицкая не имела.
В первые годы Гражданской Надежда неоднократно выезжала с концертами на фронт. В сентябре 1913 года во время одной из таких поездок под родным Курском она угодила в плен к белым. Скорее всего, артистку ждала незавидная судьба, если бы о ней не узнал командир дивизии генерал Скоблин. Именного его подчиненные пленили Надежду.
Николай Владимирович влюбился в певицу и предложил выйти за него замуж. Плевицкая, которая была на 9 лет старше, согласилась. Пара тайно обвенчалась в Турции. Здесь остатки белой армии ждали своей дальнейшей участи.
Кумир эмиграции
В 1921 году супругам удалось перебраться в Европу. Надежда все так же зарабатывала деньги пением. Ее песни слушали в Праге, Париже, Брюсселе, Берлине и в других европейских столицах, где проживали эмигранты из России. Но жизнь вдали от Родины у супружеской пары не ладилась. Денег не хватало. Причем "аристократическая Россия" хоть и любила песни Плевицкой, но в свой круг ее не пускала. Брак Скоблина считали мезальянсом.
Тяжелое финансовое положение и неудовлетворенность сложившейся жизнью лишь усиливали желание артистки вернуться в Россию.
Вербовка и трагический финал
Спецслужбы СССР не могли этим не воспользоваться. По заданию Лубянки в сентябре 1930 года в Париж прибыл однополчанин Скоблина - Петр Ковальский. Николай Владимирович был рад встрече и сразу же познакомил старого друга со своей супругой. Тот быстро понял, что генерал находится под влиянием жены, и решил привлечь их обоих к сотрудничеству.
Супруги согласились и обязались служить разведке СССР. Несколько лет Скоблин и Плевицкая исправно снабжали начальство информацией. Николай Владимирович сопровождал Надежду на гастролях, что позволяло ему инспектировать некоторые организации РОВС (Русский общевоинский союз). Вскоре певица присоединилась к мужу.
Скоблин на несколько часов приносил важные документы РОВС, а Плевицкая выполняя функцию связной, записывала агентурные сообщения.
В 1937-м генерал Евгений Миллер вместе с другими руководителями РОВС решил сотрудничать с нацистской Германией. В этом же году в Москве было принято решение похитить Миллера и устроить над ним суд. К операции был привлечен Скоблин. Все завершилась благополучно. Вот только перед похищением Миллер успел оставить записку, где указал, что подозревает провокацию со стороны Николая Владимировича.
Скоблину в итоге удалось убежать. Некоторое время он скрывался в Париже, в конспиративной квартире разведки, а потом на самолете его перенаправили в Испанию. Надежда Плевицкая осталась во Франции, и вскоре за ней пришли.
Ее арестовали 24 сентября 1937 года. Во время обыска в квартире обнаружили 7500 франков, по 50 долларов и фунтов стерлингов - крупная сумма для эмигрантки. Певицу обвинили в соучастии в похищении, а также в шпионаже для советской разведки. Все это артистка отрицала.
Следствие продолжалось больше года. 14 декабря ее признали виновной во всех обвинениях и приговорили к 20 годам. К этому моменту Миллер сидел в тюрьме на Лубянке, а ее супруга уже не было в живых: в 1937 году он погиб в Барселоне во время бомбардировки.
В конце июня 1940-го Ренн был оккупирован германскими войсками. Фашисты захватили архивы тюрьмы и узнали о причастности Плевицкой к советской разведке. Вскоре Надежда заболела и в октябре 1940 года скончалась. Есть версия, что ее отравили в тюрьме.