Сначала были свернутые листы бумаги: история возникновения дирижерской палочки и интересные факты

Дирижерская палочка представляет собой предмет, посредством которого дирижер управляет оркестром. Начало ее использования относится к XIX веку. До ее появления имели место разные формы управления музыкальными коллективами. Например, баттута, применявшаяся для того, чтобы отбивать такт.

Условные жесты и свернутые листы бумаги

До того как появилась дирижерская палочка, для управления музыкантами применялись различные другие формы.

Речь идет о следующих способах, сменявших друг друга, расположенных в хронологическом порядке:

  1. Запев, исходивший от лидера хора.
  2. Хейрономия, заключавшаяся в условных жестах пальцами и кистями.
  3. Тактирование, представляющее собой отбивание такта посредством баттуты.
  4. Концертмейстерское управление, когда оркестр за собой вел один из музыкантов, обычно клавесинист или скрипач.

Периодически концертмейстер прекращал свою игру и начинал дирижировать. Он мог пользоваться разными вспомогательными предметами, например, смычком, свернутыми в рулон листами бумаги.

В XIX веке с развитием симфонической музыки и с усложнением состава оркестра возникла необходимость в том, чтобы дирижер был освобожден от исполнительства и в полной мере сосредоточился на дирижировании. Как раз тогда дирижерская палочка и стала использоваться повсеместно.

Из музыкантов, которые практически одновременно приобщились к новому стилю в дирижировании, можно назвать:

  • Игнаца Франца фон Мозеля, впервые применившего специальную дирижерскую палочку в 1812 году в Вене.
  • Карла Марию фон Вебера - в 1817 году в Дрездене.
  • Людвига Шпора - в 1817 году во Франкфурте-на-Майне.

Применение баттуты - предшественницы современной дирижерской палочки

Итальянское слово "баттута" образовано от глагола battere, означающего "ударять". Речь идет о специальной палочке, использовавшейся на одном из этапов развития дирижирования и явившейся одной из предтеч современного дирижерского атрибута. В XV-XVIII веках она служила для отбивания такта в рамках управления ритмической стороной исполнения посредством стука.

Она представляла собой массивную трость, металлическую или деревянную. Руководитель музыкальной команды отбивал ею такт для обеспечения ровного ритма исполнения. Впервые баттута была использована в 1564 году Джованни да Палестрина, итальянским композитором. В эпоху Ренессанса она имела широкое применение, в том числе и в среде церковных регентов.

К XVIII веку шумное дирижирование изжило себя

Отбивание такта баттутой помогало задавать темпоритм и поддерживать его, но не имело отношения к художественно-выразительному аспекту дирижирования. Помимо этого недостатка, стук баттуты создавал помехи для восприятия слушателями музыкального произведения. Как следствие, уже к XVIII веку применение столь шумного дирижирования изжило себя.

Но именно на его базе сформировалась современная манера дирижирования. Однако для этого потребовалось время, так как первоначально взмахи дирижера руками не воспринимались без звука удара. А такой, какая она сегодня - легкой и небольшой - дирижерская палочка стала только в XIX веке.

Интересным фактом является то, что баттута не канула в Лету безвозвратно. До сегодняшнего дня она присутствует в классическом балете во Франции. Традиционно ее используют преподаватели в Школе танца при Парижской опере, чтобы отбивать такт и поправлять учеников.

Из натуральной древесины и пластика

Раньше дирижерские палочки были деревянными. Сегодня они изготавливаются из легкой древесины, а также из стекловолокна, углепластика. Обычный их цвет - белый, реже - под натуральное дерево. Интересно, что иногда в палочку встраивается батарейка с лампочкой для подсветки. Они прячутся в ручке, по форме напоминающей колбу. Материал для ручки - это, как правило, пробка или пенопласт с шероховатой поверхностью, чтобы усилить контакт с пальцами.

Средняя длина дирижерской палочки - 40-42 см. Но это не догма, возможны варианты, в зависимости от индивидуальных запросов, например, 60 и 65 см, как это было раньше.

Способствует выразительности жестов

В основном палочка нужна дирижеру для того, чтобы музыкальный коллектив четко улавливал движения кисти своего руководителя. Кроме того, сами жесты становятся более выразительными, более экспрессивными. При этом способы держания палочки являются типовыми.

Обычно она находится в правой руке, если дирижер не левша. При этом есть много дирижеров, которым палочка вовсе без надобности. Среди них, например, знаменитый российский музыкант Валерий Абисалович Гергиев.

Руководители хора также в основном обходятся без палочки. Очень редко ее применяют в джазовых оркестрах, потому что бэндлидеры сами нередко играют на каком-то инструменте или поют, повернувшись спиной к команде.

Комментарии