Как исправить речь ребенка: постановка звуков [р], [р'], [л], [л']

В последнее время все больше людей сталкиваются с трудностями в произношении звуков [р], [р'], [л], [л']. Если в детстве это не вызывает серьезных затруднений, то с возрастом проблемы становятся более значительными. Ограничивается выбор карьеры, возникают сложности в общении с противоположным полом и коллегами. Поэтому, если у вашего ребенка проблемы с произношением этих сонорных звуков, не теряйте времени даром и обратитесь к логопеду. Специалист знает, как исправить речь ребенка.

Запаситесь терпением

Важно понимать, что неправильное произношение - это не приговор, а обратимый дефект речи. Зная, как исправить речь, логопед подберет нужные средства. Современные образовательные программы и технологии позволяют достигать значительных успехов в короткие сроки, если проявить настойчивость и систематичность. Следовательно, путь к корректному произношению звуков [р], [р'], [л], [л'] лежит через признание проблемы и готовность работать над ее устранением, что открывает новые горизонты и развивает коммуникативные способности на качественно новом уровне. Так как исправить речь нельзя в один день, запаситесь терпением.

Выработка артикуляционного уклада звука [л]

Узкий кончик языка должен плотно прижиматься к верхним резцам или их деснам, что создает необходимую артикуляционную базу для генерации звука. Если кончик языка недостаточно плотно прилегает, звук может получиться смазанным или неточным.

Следует также обратить внимание на положение боковых краев языка. Опуская их, мы обеспечиваем формирование боковой щели между языком и коренными зубами, через которую проходит воздушная струя. Этот воздушный поток способствует созданию характерного для звука [л] акустического эффекта. Важно, чтобы щель была достаточно широкой для прохождения воздуха, но не слишком большой, чтобы звук не утрачивал свою четкость.

Вибрация важна для произношения соноров

Голосовые связки при этом должны быть напряжены, что обеспечивает вибрацию и, следовательно, голос. Недостаточное натяжение голосовых связок может привести к слабому, невыразительному звучанию. Вибрация связок добавляет звуку [л] необходимую звучность и обеспечивает его узнаваемость в потоке речи.

Таким образом, для правильного произнесения звука [л] необходимо контролировать каждую из описанных частей артикуляционного аппарата. Координированная работа губ, зубов, языка и голосовых связок является залогом четкого и правильного произношения. Тренировка и постоянная практика помогут развить необходимые навыки и улучшить качество произношения звука [л]. Если самостоятельные задания не дают результата - обратитесь на консультацию к логопеду, он точно знает, как исправить речь ребенка.

Постановка мягкого звука [л']

Для артикуляции звука [л'] нужно при открытом рте пытаться поднять кончик языка к альвеолам и удерживать его в таком положении несколько секунд. Повторять это следует несколько раз в день, постепенно увеличивая время удержания.

Кроме того, полезно тренировать мышцы языка с помощью упражнений на высоту подъема языка. Например, можно попытаться доводить кончик языка до носа, затем до подбородка, увеличивая при этом амплитуду движений. Такими упражнениями можно укрепить заднюю и среднюю части языка, что поможет при произношении мягкого звука [л'].

Регулярное выполнение подобных упражнений и систематические тренировки помогут устранить нарушения в произношении звуков и исправить речь ребенка.

Какие упражнения помогут отработать правильное произношение [л] и [л']

Самое известное упражнение - «Вкусное варенье». Широким язычком нужно плавно облизать верхнюю губу, после чего выполнить упражнение «Пароход гудит», то есть длительно протянуть звук [а]. Это только начало пути к правилам успешной работы над звуками и артикуляцией.

Далее предлагаем упражнение «Качели», которое поможет в совершенствовании плавного и точного перехода языка между различными позициями. Нужно приоткрыть рот, кончиком языка дотронуться до верхних зубов, затем быстро переместить его к нижней губе и обратно к верхним зубам. Повторять это движение плавно и ритмично, избегая резких рывков и не изменяя положение губ.

Полезным будет и упражнение «Барабан». Слегка приоткрыть рот и кончиком языка быстро и ритмично касаться альвеол (выпуклости за верхними зубами), имитируя удары барабана. Начинать медленно, постепенно увеличивая темп, при этом следить, чтобы губы оставались неподвижными. Исправить речь ребенка совсем несложно, главное - выполнять упражнения регулярно.

Выработка артикуляционного уклада звука [р]

Произнесение звука [р] требует аккуратной координации различных мышц и органов речевого аппарата. Важно, чтобы язык находился в правильном положении, поскольку это обеспечивает необходимое качество звука. При неправильном расположении языка или недостаточном прилегании его боковых краев к зубам звук [р] может искажаться, что приведет к сниженной разборчивости речи. Исправить нарушение речи легче всего в детском возрасте.

На начальном этапе обучения произнесению звука [р] рекомендуется выполнять артикуляционные упражнения, направленные на укрепление мышц языка и повышение их гибкости. Одним из таких упражнений является "Лопаточка", когда язык расслабляется и лежит широким на нижней губе. Это поможет развить нужное положение языка и боковых краев.

Также полезным упражнением является "Верхний альвеолярный контакт". Для его выполнения необходимо многократно коснуться кончиком языка альвеол, что формирует привычку удерживать язык в нужной позиции. Постепенно автоматизируя это движение, ребенок сможет произносить звук [р] естественно и без усилий.

Постановка мягкого звука [р']

В этом случае язык, точнее передняя его часть, немного приподнят и касается альвеол (бугорков) за верхними передними зубами, средняя и задняя части языка также приподняты и выдвинуты вперед, что приводит к смягчению звука.

Комплекс упражнений для отработки произношения звуков [р], [р']

Попробуйте выполнять следующие упражнения:

  • «Индюк». Приоткройте рот, положите язык на верхнюю губу и производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производите медленные движения, потом ускорьте темп и добавьте голос, пока не послышится «бл-бл».
  • «Барабанщики». Улыбнитесь, откройте рот и постучите кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносите медленно, постепенно увеличивая темп.
  • «Чьи зубы чище?» Немного откройте рот и кончиком языка «чистите» внутреннюю сторону верхних зубов, двигая языком из стороны в сторону.
  • «Маляр». Улыбнитесь, откройте рот и кончиком языка как бы поглаживайте твердое небо, двигая языком вперед-назад.

Заключение

Логопедические приемы включают в себя специальные упражнения для укрепления мышц языка, развитие подвижности его кончика и формирование правильного фонематического восприятия. В домашних условиях также можно выполнять простые задания на повышение артикуляционной гибкости и силы, например игры с произнесением различных звуков, упражнения на растягивание губ, специальная гимнастика для языка. Следует помнить, что, если не получается получить быстрых результатов, стоит обратится к специалистам. Логопед исправляет речь, основываясь на точном понимании, с какими мышцами и как он работает.

Комментарии