В 16 лет покинул родную ферму и отправился в Детройт: как Генри Форд стал крупным промышленником и миллионером

Начиная с работы на семейной ферме и должности простого инженера, Генри Форд прошел путь до основателя собственной крупной машинстроительной компании. Он не просто культивировал нереальные для тех времен идеи, но и смог воплотить их в жизнь, благодаря целеустремленности и принципу никогда не отступать от задуманного. Вот каков был путь легендарного Генри Форда – этого вы, возможно, не знали.

Начало пути

Генри Форд родился в 1863 году в семье Уильяма и Мэри Форд, владевших процветающей фермой в Дирборне, штат Мичиган. В 16 лет он уехал из дома в соседний город Детройт, где нашел работу ученика машиниста. Через 3 года он снова вернулся в Дирборн и помогал родителям на семейной ферме, но параллельно продолжал обслуживать на фабриках в Детройте паровые двигатели.

В 1888 году его женой стала Клара Брайант, выросшая на соседней ферме. В первые годы брака Форд содержал семью, работая на лесопилке управляющим. Позже он вернулся с женой в Детройт в 1891 году, где его наняли инженером в Edison Illuminating Company. Быстро поднявшись по служебной лестнице, через два года он получил звание главного инженера. Примерно в то же время Клара родила единственного сына пары Эдсела Брайанта Форда.

Карьерный рост и путь в собственный бизнес

У Генри Форда был ненормированный график, он работал сутками, и немногие свободные часы тратил на осуществление своей мечты. Он решил создать безлошадную повозку или автомобиль с бензиновым двигателем. В 1896 году он доделал необычную машину, которой дал название «квадрицикл».

В основе машины стояла металлическая рама – прочная, но легкая – с четырьмя велосипедными колесами. Конструкцию приводил в движение бензиновый двигатель на два цилиндра. Его мощность составляла всего 4 лошадиные силы. Желая продолжить производство, Форд продал квадрицикл, чтобы создавать другие автомобили.

Следующие 7 лет он искал инвесторов, и наконец собрал достаточно денег, чтобы в 1899 году основать Детройтскую автомобильную компанию. Именно она позже в 1903 году получила название «Компания Генри Форда». Уже через месяц после ее основания был создан первый автомобиль форд на заводе на Мак-авеню в Детройте.

Первые автомобили и первые новаторские идеи

Первой машиной Ford была двухцилиндровая модель A, ее двигатель имел мощность 8 лошадиных сил. На заводе специалисты собирали всего пару машин в сутки, это делалось вручную из привезенных с других заводов деталей. Но Генри Форду хотел производить все комплектующие и собирать их самостоятельно, в своей компании.

Владелец завода хотел сделать так, чтобы его машины были по карману каждому. И уже в 1908 году вышла Модель Т, получившая прозвище «Жестяная Лиззи». После ее выпуска у Форда утроилось число заказов, и эти цифры росли с каждым месяцем. Рабочие физически не могли выпускать столько машин, и тогда Генри Форд воплотил в жизнь гениальную идею.

Он первым применил методы массового производства на практике. Это была настоящая революция в американской промышленности. На заводе Форда использовались стандартизированные взаимозаменяемые детали, а также была запущена первая в стране сборочная линия по типу конвеера. Массовое производство автомобилей позволило сохранить низкие затраты, а доходы бизнесмена взлетели до небес.

Великая империя гениального инженера

В 1914 году Генри Форд ввел новые правила на своих предприятиях. Он в два раза увеличил заработную плату для своих рабочих, но при этом запретил им объединяться в профсоюзы. Производство машин росло, к 1918 году половина всех автомо в США были Model T.

В 1919 году президентом компании стал сын Генри Форда Эдсель. Однако его знаменитый отец сохранил контроль над операциями фирмы в полном объеме. В 1927 году на берегу реки Руж в Дирборне был построен огромный промышленный комплекс, включающий завод по производству стекла и стали, сборочную линию и все остальное для массового автомобильного производства. Фирма произвела более 15 миллионов автомобилей Model T к тому времени, Форд основал заводы по всему миру.

Более поздняя карьера и противоречивые взгляды

Следующей после Model T на заводах Ford стали производить Модель A, но она оказалась не слишком удачной. Производство быстро свернули, а промышленник стал думать, как снова завоевать позиции на рынке. В 1932 году на его заводе был выпущен первый двигатель V-8, однако это позволило лишь закрепиться на третьем месте по продажам в автопроме.

Несмотря на высокие зарплаты, рабочие Форда были недовольны из-за запрета на профсоюзы. В 1937 году Национальный совет по трудовым отношениям постановил перестать вмешиваться в работу профсоюзной организации. Также спорными были и политические взгляды Генри Форда. Он выступал против участия США в войне, писал антисемитские статьи, открыто восхищался Адольфом Гитлером.

В 1938 году Генри Форду был даже присужден Большой крест Немецкого орла. Это была награда высшего ранга для иностранного гражданина от нацистского режима. В 1943 году умер сын миллионера Эдсел Форд, после чего компанией стал управлять его внук Генри Форд II. Сам великий инженер скончался в возрасте 83 лет в своем доме в Дирборне.

Комментарии