Обратно полетим на воздушном шаре: что нужно ученым, чтобы найти жизнь на Венере

Наличие жизни на Венере, несмотря на то, что планета это достаточно негостеприимная, продолжает оставаться предметом споров в научной среде. Подогрело эти дискуссии обнаружение в атмосфере планеты фосфина, являющегося одним из биомаркеров. Ученые считают, что лучшим способом открыть все загадки Венеры является полет к этой планете.

Странные химические соединения в атмосфере Венеры

Взятые на Венере образцы могли бы, по мнению астрофизиков, с точностью определить собственно само отсутствие жизни в верхних слоях атмосферы этой планеты. Впервые версия о том, что в атмосфере Венеры может существовать жизнь, была опубликована в 1967 году ученым Карлом Саганом и его соавтором Гарольдом Моровицем. С тех пор на Венеру было отправлено уже несколько зондов. Эти аппараты обнаружили в облаках второй планеты, в том числе и разного рода странные химические соединения.

Забытая планета

Однако, к сожалению, исследовательские зонды к Венере не посылались уже много лет — с 80-х годов прошлого века. Все внимание ученых в последние десятилетия оттягивали на себя Луна и Марс. Между тем, технологии с 80-х годов подверглись значительному прогрессу. Да и сами физика и астробиология продвинулись за десятилетия очень далеко вперед.

Эти два факта, по мнению ученых, уже сами по себе означают то, что на Венеру обязательно нужно послать миссию. Исследователи уверены, что это позволит взглянуть на атмосферу второй планеты под новым углом. И с этим полностью согласен частный производитель космической техники Rocketlab. В ближайшее десятилетие ученые планируют запустить на Венеру сразу три миссии проекта Venus Life Finder. Первый полет при этом состоится в 2023 году. Руководят миссией полета к Венере ученые из Массачусетского технологического университета.

Трехэтапная миссия

Аппарат, запущенный в космос к Венере сможет брать образцы в верхнем слое ее атмосферы только в течение трех минут. Но эти три минуты, по мнению ученых, станут очень ценными для науки. Миссия первого аппарата будет базироваться на автофлуоресцентном нефелометре. Это вещество известно тем, что может заставлять органику светиться. И такое действие оно произведет на любое органическое соединение, содержащееся в атмосфере Венеры.

Ранее зонды уже находили на второй планете молекулы странной формы, которую не могут иметь молекулы жидкой серной кислоты.

Второй миссией Venus Life Finder станет запуск в 2025 году в атмосферу Венеры воздушного шара и нескольких зондов. На этот раз исследование, как планируют ученые, должно продлится около двух недель. Для исследования атмосферы планеты во второй миссии исследователи планируют использовать, в том числе спектрометр, который будет искать газы определенных видов, являющихся биосигнатурами. Также во втором полете зонд будет отслеживать в атмосфере Венеры металлы.

Целью финальной третьей миссии будет доставка образцов с Венеры непосредственно на Землю. В 2029 году ученые планирую захватить часть атмосферы Венеры. Предполагается, что на Землю будет доставлено около 1 ее литра. Доставленный образец ученые будут изучать с особой тщательностью в лаборатории.

Как вы думаете, может ли быть жизнь в атмосфере Венеры?