Панические покупки, игнорирование мер безопасности: как люди ведут себя во время кризисов? Мнение психологов

Кризис в нашей стране - явление частое, но при этом время от времени наблюдаются особые всплески активности паникеров. В такие моменты в магазинах вдруг экстренно возрастают продажи средств первой необходимости, в домах создаются запасы снеди и воды. Появляются и такие группы людей, которые ведут себя намеренно безответственно. Кто же прав в форс-мажорных обстоятельствах?

На острие атаки

Год 2020-й начался с новой опасной эпидемии, которая начала свое шествие по миру с Китая и довольно близко подобралась к России. А впереди реальной опасности бежит информационная эпидемия, и вот уже люди впадают в истерику, закупая промышленные объемы гречки, не задумываясь о том, сколько же времени придется сидеть на карантине, чтобы уничтожить такие запасы.

В список товаров первой необходимости и особого спроса также попала туалетная бумага, антисептики и маски. Народ панически боится остаться без привычных благ цивилизации, доводя ситуацию до абсурда и своими руками создавая дефицит искомых товаров в магазинах. При этом случаев заражения в России пока сравнительно мало, и карантин объявлять как минимум рано, а рекомендуемые меры по профилактики нового вируса - всего лишь разумное поведение в общественных местах.

Вторая крайность

Кризис породил рождение двух странных групп людей. Если первые опустошают прилавки в супермаркетах и звонят спасателям, когда закончилась туалетная бумага, то вторые продолжают путешествовать и намеренно запускают сомнительные челленджи в соцсетях по игнорированию норм личной гигиены.

Психологи именуют эту вспышку активности примером социальной дилеммы, то есть врожденным конфликтом личных и общественных интересов. Запасы товаров в сознании людей есть подтверждение стабильности и благосостояния, а вот интересы группы уходят на второй план. В психологии есть примеры из 19-го века: на государственной земле могли пасти скот фермеры без ограничения численности животных и времени выпаса. И вот многие фермеры злоупотребляли своей привилегией и полностью истощили землю в короткие сроки. В результате пришлось закончить выпасы, дабы земля смогла восстановить свои ресурсы.

По такому примеру, действуя в своих интересах, люди попросту истощают ресурсы. Эгоистичность стремлений вполне способна создать кризис на пустом месте. А в центре такого кризиса будет всего лишь туалетная бумага...

Маркетинг в действии

Получается, что кризис на руку производителям многих товаров. Спрос рождает предложение, и вот уже резко взлетели цены на дезинфекторы. Люди делают покупки, которые им не так и нужны, оставляя без товаров тех, кто в них нуждается.

Сколько антисептика вам нужно, чтобы обработать свои руки за день? А сколько раз вы пользовались дезинфектором до вспышки вируса? А разве мало опасностей было до него? Каждый из нас знает о важности гигиены рук, но в реальности мы спокойно беремся за поручни в автобусах, а потом ковыряемся в зубах или чешем глаза. Почему же сейчас ситуация опаснее? Только из-за ее растиражированности в СМИ? Сдержанность при покупке способна противостоять закону дефицита.

Вторая группа странных людей тоже играет на руку производителям, раскупая "горящие" путевки вопреки предупреждениям ВОЗ. Все-таки сдержанность полезна всем в условиях кризиса. Если вы не планировали поездку, то сейчас не время для спонтанных вылетов. Если же лететь необходимо по состоянию здоровья или важным рабочим вопросам, то обезопасьте себя средствами личной гигиены и пропейте курс иммуномодуляторов. Это ни в коем случае не симптом паникера, а лишь грамотное отношение к себе, своему здоровью и безопасности.

Психологи отмечают, что безрассудство молодежи объясняется малой степенью опасности вируса для этой возрастной группы, но сдержанность поведения может помешать распространению болезни. А это помешает заражению других людей.

Комментарии