"Медленно день уходит поступью матадора": Федерико Гарсия Лорка - как слово становится музыкой, устрашающей фашистов

Федерико Гарсиа Лорка был великим испанским поэтом, драматургом и музыкантом. Своим творчеством он боролся против фашизма и стал одной из его многочисленных жертв. За три военных года в Гранаде и окрестностях были расстреляны около шести тысяч человек. Лорка был среди них, его расстреляли без суда и следствия. Его книги сжигались на площади в Гранаде.

С детства любил народное творчество

Федерико Гарсиа Лорка появился на свет 5 июня 1898 г. в андалузской деревне, в семье состоятельного человека и учительницы. Родители очень любили петь, играли на фортепьяно и на гитаре, чтили местные обычаи и традиции. Тем самым они сильно повлияли на предпочтения маленького сына. Он с раннего возраста впитал в себя народные мотивы, слушая песни, исполняемые простым народом Андалусии.

Позднее семейство перебралось в Гранаду, поразившую Федерико своими красотами. Здесь он начал слагать свои первые стихи. В 1921 г., когда Лорка учился в университете в Мадриде, вышел его первый поэтический сборник.

Самый известный испанский поэт

Его триумфом стал выход в 1928 г. "Цыганского романсеро". Это произведение стало для Лорки самым успешным и прославило его, превратившись в настоящий бестселлер. Книга была встречена с большой теплотой не только интеллектуалами, но и простыми людьми. Первый тираж в 3,5 тыс. экземпляров был раскуплен за считаные дни.

И сегодня творчество Федерико Гарсиа Лорки находит своих горячих поклонников не только в Испании, но и во всем мире. В своих отзывах читатели называют его одним из самый удивительных, неповторимых и колоритных поэтов. Его стихи воспринимаются как настоящая магия чувств и ощущений. Они с удивительной остротой передают боль, тоску, одиночество, печаль, но также и радость, и восторг.

"Произведение народное и совершенно андалузское"

На первый взгляд "Цыганский романсеро" представляется лишь сборником стихов, которые связаны с собой тематически, стилистически и жанрово. Однако автор указывал на целостность этого произведения. Он называл его поэмой, песнью об Андалузии. Более того, этот сборник тесно связан с другими его стихами, вошедшими в книгу "Канте хондо" (большое пение), а также с его пьесами.

"Цыганское романсеро" состоит из восемнадцати поэм, насчитывающих в целом больше тысячи строчек, сочетающих в себе лиризм и повествовательность. В Испании, употребляя слово "романс", имеют в виду нечто совсем другое, нежели в России. Это отнюдь не песня любовного содержания.

Так в старину назывались сборники народных баллад, написанных не на латыни, а на романском языке, то есть на еще только формировавшемся испанском. В романсах XV в. воспевались великие исторические события.

О своей "Песне об Андалусии" Гарсиа Лорка писал:

Хочу уловить слухом идеальные образы старинных народных песен... Я создам произведение народное и совершенно андалузское.

Главные герои поэм - цыгане, к которым поэт хочет привлечь внимание как к притесняемому народу. Он восхищался самобытности цыган, их музыкой, песнями, яркими нарядами и горячо сочувствовал им. Лорка описал их как героев, но и как жертв, пытаясь связать мифологию с трагической действительностью.

Черная печаль

Так, в "Романсе о черной тоске" он как будто предчувствует свою раннюю гибель и гибель своих соотечественников, отмечая, что по свету бродит черная печаль:

О Соледад, моя мука!

Ждет море коней строптивых,

и кто удила закусит

- погибнет в его обрывах.

В "Романсе об испанской жандармерии" Лорка сначала описывает прекрасный город цыган. Но в нем уже проглядывается печаль, предвещающая наступление худших времен:

О звонкий цыганский город!

Ты флагами весь увешан.

Желтеют луна и тыква,

играет настой черешен.

И кто увидал однажды

- забудет тебя едва ли,

город имбирных башен,

мускуса и печали!

Этот доверчивый, светлый город ожидает трагедия. В него приходят жандармы, являющие собой прообраз фашистов:

А город, чуждый тревогам,

тасует двери предместий...

Верхами сорок жандармов

въезжают в говор и песни.

Часы застыли на башне

под зорким оком жандармским.

Столетний коньяк в бутылках

прикинулся льдом январским.

Застигнутый криком флюгер

забился, слетая с петель.

Зарубленный свистом сабель,

упал под копыта ветер.

Жандармерия прокатилась по городу стальным катком и уезжает, предав его огню:

Прочь жандармерия скачет

черным туннелем молчанья,

а ты - пожаром охвачен.

Забыть ли тебя, мой город!

В глазах у меня отныне

пусть ищут твой дальний отсвет.

Игру луны и пустыни.

Страшная машина

Тема жандармов присутствует и в завершающей цикл поэме "Как схватили Антоньито эль Камборьо на севильской дороге". Здесь показано их механическое единообразие как объединенной, страшной силы, что также вызывает ассоциации с надвигающимся на Испанию фашизмом:

Медленно день уходит

поступью матадора

и плавным плащом заката

обводит моря и долы.

Тревожно чуют оливы

вечерний бег Козерога,

а конный ветер несется

в туман свинцовых отрогов.

Антоньо Торрес Эредья,

Камборьо сын горделивый,

среди пяти треуголок

шагает без ветки ивы...

Он не оказывает сопротивления жандармам, и поэт упрекает его за это:

Антоньо! И это ты?

Да будь ты цыган на деле,

здесь пять бы ручьев багряных,

стекая с ножа, запели!

И ты еще сын Камборьо?

Подкинут ты в колыбели!

Один на один со смертью,

бывало, в горах сходились.

Да вывелись те цыгане!

И пылью ножи покрылись...

Но герои романсеро способны сражаться только с себе подобными, они не могут противостоять силе, подобной страшной машине.

В 1936 г., до того как начался фашистский путч, жандармский полковник обвинил Гарсиа Лорку в оскорблении ведомства, подав на него в суд. На тот момент поэтом и его окружением этот факт не был принят всерьез. Но через несколько месяцев наступила трагическая развязка.

Убит приспешниками Франко

Федерико Гарсиа Лорка прославился также как музыкант. В театральной труппе, гастролировавшей по дальним испанским селениям, он выступал в качестве драматурга, режиссера, художника и артиста. Он считал, что народ нужно просвещать, воспитывать. Он написал трагедию "Кровавая свадьба", а затем и драму "Дом Бернарды Альбы", которая по сути явилась своеобразной фотографией эпохи.

Лорка писал пьесу за пьесой, выступал с фортепьянными концертами, читал лекции и стихи. В 1936 г. в Испании к власти рвались фашисты. Хотя поэт не был членом ни одной из партий, в его убеждениях, находивших отражение в его творчестве, не было никаких сомнений. После просмотра поставленных им трагедий зрители устраивали манифестации, и вместо криков "Браво!" слышались возгласы "Да здравствует свобода!".

В 1936 г., в июле, возглавляемые генералом Франко мятежники захватили Гранаду. Их лозунгом были слова "Смерть интеллигенции!". Фашисты расстреливали ее представителей: ученых, учителей, врачей. Приспешники Франко 18 августа убили и Федерико Гарсиа Лорку.

Незадолго до этого он написал:

Самая большая радость - быть поэтом. Остальное не в счет, даже смерть.

Поэт был похоронен в братской могиле, ему было всего 38 лет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знакомы с творчеством Федерико Гарсиа Лорки?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.