Билингвизм у ребенка - это причина задержки речевого развития или путь к гениальности?
Есть семьи, в которых говорят на двух языках. Есть родители, которые сознательно стараются вырастить ребенка, в совершенстве знающим несколько языков, поэтому создают соответствующую среду для общения. Можно ли считать, что билингвизм - это проблема для ребенка или же это путь к гениальности и бонус в жизни?
Что же скрывает это понятие
Почему логопедов интересует эта тема? Дело в том, что очень часто путают понятие задержки речевого развития и билингвизм. Более того, нередко его отождествляют с двуязычием, считая идентичным понятием. Нет, это совсем про другое. Билингвизм - это когда ребенок рождается в семье, где уже на тот момент говорят на нескольких языках. И он с рождения усваивает несколько языковых систем. Взрослый человек не может стать билингвом, он не будет думать на другом языке. А вот малыши просто не задумывается, что это разные языки, он будет думать на обоих языков одинаково.
Ребенок может стать билингвальным только до 8 лет. С чем это связано? Скорее всего, с особенностями человеческого мозга. Кроме центра Вернике и Брока, есть еще речевой центр, который отвечает за первичное восприятие слов. И он работает только до тех пор, пока человек изучает язык. Он остается рабочим, поэтому можно стать двуязычным человеком или даже полиглотом, но он постепенно перепрофилируется на более важные вещи, если человек не занимается языками.
Насколько сложнее жить человеку, владеющему двумя и более языками
Довольно часто можно слышать мифы про билингвизм. Вот ребенок переедет, как он там будет жить. Он прекрасно освоится и будет там жить. Жизнь человека, владеющего двумя и более языками, может показаться сложнее, но на практике билингвизм часто оказывается нормой, а не исключением.
Билингвы, такие как Александр Пушкин и Александр Грибоедов, успешно интегрировали в свою жизнь различные языковые и культурные контексты, что позволило им расширить горизонты понимания мира и взаимодействия с окружающими. В этом смысле знание нескольких языков открывает новые возможности для общения, доступа к информации и культурным традициям. Билингвизм - это норма и возможность любого человека.
Преимущества знания нескольких языков
Более того, знание нескольких языков дает преимущества. Если дети мыслят на нескольких языках, у них скорость мыслительной деятельности быстрее на 30%. Поэтому билингвизм дает немалые преимущества для изучения математики. Однако с многоязычием связаны и некоторые вызовы. Например, необходимость переключения между языками может вызывать когнитивную нагрузку, особенно в стрессовых ситуациях или при устном общении.
Билингвы могут сталкиваться с феноменом «языкового переключения», когда они временно забывают слова на одном из языков или испытывают трудности с поиском нужного выражения. Тем не менее многие исследователи утверждают, что такая кросс-языковая гибкость развивает умственные способности и способствует более глубокому пониманию различных культур.
Могут ли билингвы отставать в речевом развитии
Распространенный миф про билингвизм, который пора уже опровергнуть. Двуязычие не может влиять на развитие ребенка. Это только плюс для малыша. Единственное, что может быть, это небольшое отставание на 2-6 месяцев от сверстников. Если вы видите, что темповая задержка составляет более чем на 6 месяцев, нужно уже обращаться к логопедам.
И здесь важен еще один момент. Если ребенок не говорит ни на родном, ни на втором языке, то здесь мы не можем говорить про темповую задержку. Это уже, скорее всего, патологическое развитие речи.
Когда ребенок-билингв выравнивается во владении языком
Чаще всего билингвизм - штучное понятие в работе каждого логопеда, поэтому не все специалисты могут правильно оценить уровень развития ребенка. Например, в семье говорят на русском и английском. Тогда нужно сводить малыша сначала к русскоязычному, а потом - к англоязычному логопеду. И если на данном этапе развития в норме у ребенка должно быть в лексиконе 100 слов, а каждый логопед зафиксирует знание пятидесяти, значит, развитие идет нормально. Просто на каждый предмет у него фиксируется по два определения на разных языках. К трем годам ситуация выровняется. Так что билингвизм у детей - не равно патология развития или проблемы с речью. Чаще на него списывают другие проблемы.
Насколько быстро ребенок в состоянии освоить язык, если его поместить в новую языковую среду
Это уже не совсем билингвизм, это про ситуацию, когда дети переезжают в другую страну и идут в обычную школу. Дети обладают удивительной способностью осваивать язык, особенно когда они попадают в новую языковую среду. В этом процессе ключевым является их открытость к обучению и адаптация к новым обстоятельствам. Когда ребенок слышит новый язык в окружении, он начинает воспринимать его на интуитивном уровне, подмечая различные интонации, ритмы и звуки. Этот процесс активирует их когнитивные функции, что способствует лучшему восприятию информации и ускоряет развитие языковых навыков.
Как дети изучают новый язык
Важно отметить, что дети учатся не только через пассивное слушание, но и через взаимодействие. Общение с носителями языка, будь то сверстники или взрослые, играет важную роль. Разговоры, игры и другие формы взаимодействия помогают детям практиковать новый язык в контексте, что делает его освоение более естественным и эффективным. Кроме того, эмоциональное вовлечение также усиливает запоминание слов и фраз.
С течением времени благодаря постоянному контакту с языком ребенок начинает формировать собственные предложения и улучшать произношение. Этому процессу также способствует наблюдение за невербальными сигналами извне. Это позволяет лучше понять смысл сказанного и активно участвовать в беседах, даже если уровень языковой компетенции еще неидеален. Детский билингвизм - это не проблема для ребенка, это, наоборот, бонус для его развития.
Если ребенок отказывается от родного языка в пользу другого
Отказ ребенка от родного языка в пользу английского, например, действительно может быть сигналом о том, что нужно обратить внимание на развитие малыша. В билингвальных семьях часто возникает ситуация, когда один из языков становится более доминирующим, что может привести к проблемам с усвоением второго. Важно понимать, что такой выбор может быть неосознанным и обусловленным социальными факторами, а не истинным интересом к языкам. Билингвизм в логопедии рассматривается мало, потому что это не патология, а норма.
Логопед может помочь диагностировать, есть ли у ребенка реальные проблемы с речью или пониманием, или же это ситуация, связанная с билингвальностью. Нередко дети с алалией попадают в эту категорию, когда действительно требуются специальные методики работы с речевыми нарушениями. Важно понимать, что ранняя диагностика и корректировка помогут ребенку не только развить языковые навыки, но и адаптироваться в обществе.
Если и родители, и педагоги отмечают ухудшение или отсутствие навыков родного языка, такой момент не стоит игнорировать. Чем раньше будет предпринято вмешательство, тем больше шансов на успешное развитие речи и восстановление интереса к родному языку. Создание языковой среды, где оба языка будут активно использованы, играет ключевую роль в этом процессе.
Заключение
Языковой билингвизм для ребенка - это норма. Об этом нужно помнить. Просто малышу необходимо чуть больше времени, чтобы усвоить языки и разобраться с ними. Поэтому не списывайте проблемы речи на языковое окружение, а решайте их совместно с логопедом.