Сам себе логопед: как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

Обычно к возрасту 5-6 лет ребенок должен произносить все звуки родного языка. Если это не происходит, следует начать специализированные занятия для развития фонематического восприятия и совершенствования правильного произношения. Для опытного логопеда не будет трудностью определить на слух, какие звуки ребенок не может произнести, но как родителям понять это еще до визита к специалисту?

От сложного к простому

Родителям, желающим самостоятельно оценить речь ребенка в домашних условиях, стоит обратить внимание на несколько ключевых моментов. Во-первых, важно учитывать правильность произношения наиболее сложных для дошкольников звуков, таких как "р", "л", "ш", "щ" и "ч". На практике это можно сделать, попросив ребенка произнести простые слова с этими звуками или составить короткие предложения. Если ребенок испытывает затруднения, это может быть признаком необходимости консультации с логопедом.

Посвистим и пошипим

Навыки речи. Обратите внимание на то, как ребенок артикулирует разнообразные звуки и слова. Если ему сложно произносить такие звуки, как «ш», «ж», «ч», «щ» (группа шипящих), «с», «сь», «з», «зь», «ц» (группа свистящих) и «р», «рь», «л», «ль» (сонорные звуки), это может указывать на наличие проблем с речью.

Гласные звуки

Если не удались первые пробы, то перейдем к самому простому. Попросите ребенка прослушать и воспроизвести гласные звуки, например, «а», «о» или «м». Уделите внимание тому, насколько четко и точно он повторяет артикуляцию.
Для проверки вы можете предложить малышу пересказать сказку или стишок. Следует внимательно прислушиваться к его речи, чтобы выявить, какие звуки ребенок не произносит.

Реакция на неречевые шумы

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуковые сигналы. Обратите внимание на то, как малыш откликается на разные шумы вокруг себя. Наблюдайте за его реакцией на такие звуковые стимулы, как звонок телефона, сигнализация в двери или окружающий шум. Если ребенок не откликается на эти звуки или реагирует на них минимально, это может свидетельствовать о проблемах со слухом.

Фонематический слух

Также у ребенка в этом возрасте должно наблюдаться развитие фонематического слуха, то есть способности различать звуки в словах. Для проверки этого навыка можно предложить малышу найти ошибку в специально ошибочно произнесенном слове или попросить его повторить за взрослым набор слогов. Это поможет понять, насколько ребенок воспринимает и различает звуковую структуру слов.

Еще одним показателем речевого развития является словарный запас ребенка и его способность строить предложения. Родителям можно предложить ребенку описать картинку или рассказать о каком-то событии, прочитанной книге. При этом важно следить за тем, как он использует слова и предложения, насколько разнообразна его речь, есть ли замены или упрощения в словах.

Если у родителей есть сомнения в речевом развитии ребенка, они могут обратиться в логопедический центр для более подробной оценки речи. Логопеды, обладая специальными методиками и инструментами, смогут определить, есть ли у малыша речевые нарушения и предложить индивидуальные упражнения для их коррекции. Регулярные занятия с детьми по развитию речи не только помогут устранить дефекты произношения, но и значительно улучшат их коммуникативные навыки.

Проверка органов артикуляции

Осмотр речевых органов у ребенка может состоять из следующих этапов:

  • тщательно следите за речевыми органами малыша, такими как губы, язык, зубы и небо. Обратите внимание на их форму, движения и согласованность;
  • попросите ребенка воспроизводить разнообразные звуки и их сочетания. Проверьте, насколько точно и ясно он воспроизводит каждый звук. Учтите наличие искажений, замен или пропусков звуков;
  • оцените, насколько функциональны его речевые органы, включая способность контролировать движения губ, языка и челюстей. Узнайте, как эффективно ребенок управляет этими органами и может ли выполнять сложные движения, требуемые для произнесения различных звуков.

На что обратить внимание

Развитию правильного произношения звуков могут мешать дефекты уздечки языка и слабость мышц языка и губ. К примеру, при слишком короткой уздечке языка ребенку сложно поднять язык к верхним зубам, и иногда кончик языка приобретает форму, напоминающую сердечко.

При слабых мышцах языка и губ ребенок не сможет:

  • собрать губы в трубочку;
  • сделать широкую улыбку (она будет выглядеть косо);
  • сформировать язык в виде широкой лопатки;
  • высунуть язык, так как его кончик дрожит или отклоняется в сторону;
  • дотронуться кончиком языка до уголков рта.

Если у ребенка возникают подобные трудности, необходимо как можно скорее обратиться за помощью к логопеду.

Наличие короткой уздечки

Если у ребенка выявляется укороченная уздечка языка, важно обратиться к логопеду для проведения точной диагностики и определения дальнейших действий. Логопед может оценить степень укорочения уздечки и ее влияние на речь и развитие других функций. В ряде случаев корректировка произношения возможно без хирургического вмешательства с помощью специальных упражнений на растяжение уздечки и укрепление мышц языка.

Однако если логопедические занятия не дают положительного результата или укорочение уздечки слишком выражено, может понадобиться консультация с врачом-стоматологом или хирургом. В таких случаях обычно рассматривается возможность френулотомии — небольшой хирургической операции по подрезанию уздечки. Эта процедура, как правило, выполняется быстро и почти безболезненно, особенно если проводится в раннем возрасте.

Дизартрия и парезы

Проблемы, связанные с парезами языка и губ, могут привести к затруднениям в процессе развития речи у ребенка. Ребенок испытывает сложности в артикуляции звуков, что может влиять на его общение со сверстниками и взрослыми. На фоне этого возможно развитие психологических проблем, таких как неуверенность в себе и избегание общения. Сложности с речью могут повлиять и на успеваемость в школе, так как ребенок может не успевать за одноклассниками и стесняться отвечать на уроках.

Кроме того, важно уделить внимание развитию фонематического слуха, который играет ключевую роль в способности различать и воспроизводить звуки. Родители могут помогать ребенку путем регулярных занятий и игр, направленных на развитие слухового восприятия, таких как рифмы, сказки и песни. Создание благоприятной и поддерживающей атмосферы для ребенка дома также способствует его успешной социализации и принятию своих особенностей речевого развития.

Заключение

Постановка звуков - это многоступенчатый процесс. Для начала следует провести артикуляционную гимнастику, которая поможет ребенку лучше почувствовать работу органов речи. Затем необходимо перейти к слуховым упражнениям. Ребенку предлагается определить, какой звук он слышит, путем подбора картинок или предметов, содержащих правильный и заменяемый звуки. Эти упражнения помогают развивать фонематический слух и учат малыша различать звуки в речи.

Следующим этапом будет отработка звука в слогах и словах. После того как ребенок научился выделять и различать звуки, важно закрепить их произнесение в различных сочетаниях. И, наконец, важно применить полученные навыки в повседневной речи. Закрепление звука должно происходить не только в рамках занятий, но и в обыденной жизни. Родители и воспитатели могут помочь в этом, обращая внимание ребенка на правильное произношение в различных бытовых ситуациях и поощряя его за успехи. Постепенно новая артикуляция станет для малыша привычной, теперь он не только выговаривает, но и с легкостью использует ее в своей речи.

Комментарии