"Экипаж" 1979 года. Трагический финал, которого не увидели советские зрители
Концепция создания киноленты «Экипаж» принадлежит непосредственно А. Митте, которому нравились зрелищные сюжеты со спецэффектами (комбинированными съемками). Режиссер мечтал создать некий шедевр, позволяющий воплотить уникальные задумки, которые никто еще не внедрял на советском кинематографическом пространстве.
Краткая история создания «Экипажа»
Снимать ленту о крушении советского лайнера в то время было весьма рискованно. В итоге пришли к компромиссу. Авария самолета спровоцирована тяжелым стихийным бедствием за границей, но приземляется он в столице СССР благодаря умелым и героическим действиям команды.
Рабочее название картины – «Запас прочности» посчитали не кассовым. Впоследствии ее переименовали в «Экипаж». Ленту запустили в производство, однако бюджет был минимальным с учетом масштабности съемок. Работа велась в столичных аэропортах, которые пошли навстречу и не запрашивали высокую плату. Сложнее обстояло дело с поиском летательных аппаратов. Помог случай, в Омске загорелся ТУ-154, от которого осталась только хвостовая часть. Ее привезли в Москву и задействовали в съемках.
Сам процесс создания картины был довольно сложным и длительным. Снимали одновременно с трех точек, что позволило впоследствии провести качественный монтаж. Одна из самых запоминающихся сцен снималась на «кладбище» самолетов. Декорацию соорудили там же, вокруг хорошо сохранившегося ТУ-114.
Актеры, отказавшиеся от участия в картине
Режиссер изначально предложил главную роль Алексею Петренко. Актер отказался, обосновав свое решение невозможностью сниматься внутри железного корпуса. После этого на роль утвердили Георгия Жженова. Митта в образе Тамары видел только свою протеже Елену Проклову. Но и она не приняла участие в съемках, сославшись на то, что ее не отпускал Ефремов. Причина – необходимость замены в театре И. Мирошниченко, уехавшей в Южную Америку.
Существовала и другая версия отказа Прокловой. Поскольку в фильме планировалось некое подобие постельной сцены, актрисе нельзя было принимать в ней участие как члену ЦК ВЛКСМ. Александра Иванес (Яковлева в будущем) на роль была выбрана практически случайно. Ее исключили из театрального училища за прогулы и скандальное поведение. Встретив начинающую актрису случайно в студии, Митта взял ее на роль. Свой бурный характер она с лихвой проявила на съемках "Экипажа". Отказался от съемок и Николай Караченцов, сославшись на занятость. Его место занял А. Васильев из Театра Советской Армии.
История с Далем
Олег Иванович после утверждения на роль остался и приступил к участию в съемках. После того как была отснята значительная часть материала, Даль отказался от работы. Он не мог продолжать дальнейшее участие в съемках по причине тяжелой болезни. Из-за этого разразился крупный скандал, поскольку переделка эпизодов требовала солидных затрат, отснятые части с Олегом Ивановичем требовалось полностью переснимать, а средств на это не было.
Актера на три года лишили права сниматься на «Мосфильме». Однако подобные запреты были бессмысленными и никому не нужными. Через год Олег Даль ушел из жизни. Его место в картине занял Леонид Филатов, на тот период еще никому не известный начинающий актер.
Какой должна была быть концовка фильма?
Мало кому известно, что финал изначально снимался другой. Командира экипажа экстренно вызывают прямо из больницы как специалиста по чрезвычайным полетным ситуациям. В лайнере, который должен аварийно садиться, персонаж Георгия Жженова видит друзей, которые погибли еще во время войны, но выглядят молодыми и здоровыми. Камера снимает взлетающий в небо самолет, а в доме пилота раздается звонок, где его дочери сообщают, что отец погиб.
Вмешался в ситуацию Л. И. Брежнев, который любил кино и просматривал лично киноленты еще до выхода на экран. Его возмутила концовка. По мнению генсека, такой героический человек должен жить. В результате финал «Экипажа» пересняли.