Кадры из любимых советских фильмов, которые не пропустила строгая цензура

Большинство шедевров отечественного кинематографа проходили на своем пути несколько барьеров цензуры. Картину могли запретить на стадии сценария – его просто запрещали, а актеры, прошедшие пробы, искали счастья в других проектах. После ведомственных показов фильмы нередко теряли некоторые сцены, в лучшем случае, а иногда отправлялись на полку из-за «несоответствия текущему моменту».

По этой же надуманной причине даже представленный на суд зрителя фильм, могли изъять из проката либо вынудить режиссера перемонтировать не понравившиеся чиновникам сцены. Советская цензура беспощадно «резала» и серьезные драматические работы, и легкие комедии. Современному зрителю это трудно понять, а в те времена чиновники строго следили за тем, чтобы чуждые идеи не влияли на умы и сердца наших соотечественников.

Хитрости Гайдая

Гениальный мастер комедии Леонид Гайдай всегда боролся за открытость и честность в искусстве. У него всегда сложно складывались отношения с цензурным аппаратом. Хотя его коллеги признают, что ему удавалось отстоять спорные кадры и даже целые ленты.

Его метод борьбы с цензорами был прост до гениальности: режиссер умышленно вставлял в фильм такие эпизоды, которые опытный представитель ведомства точно не мог пропустить. Примером тому стала заставка к одному из его фильмов: изначально Бывалый на заборе выводил букву «Х», Балбес добавлял – «У» и только услышав милицейский свисток, Трус завершал надпись: ХУдожественный фильм.

Как выбирали фамилию для товарища Саахова

Снимая «Кавказскую пленницу», Гайдай преодолел препоны цензуры. Первый ждал его на стадии принятия сценария. По сюжету, персонаж Владимира Этуша должен был иметь фамилию Охохов. Однако выяснилось, что в министерстве служит чиновник с такой фамилией, занимающий высокую должность. К тому же фамилия председателя Совета Министров республики Кабардино-Балкарии, звучала примерно также – Ахохов. Как можно ее оставить в комедии? Вопрос был закрыт без обсуждений.

Так появился Саахов, но на «Мосфильме» работал партийный деятель с такой же фамилией. Неизвестно, сколько еще мог продолжаться процесс выбора, если бы в него не вмешалась Екатерина Фурцева — на тот момент, министр культуры. Она резонно поинтересовалась, а что было бы, если фамилия отрицательного персонажа была Иванов? В министерстве тогда работало около 200 Ивановых, и Фурцева прекратила все споры по этому вопросу.

Белые медведи не могут чесаться!

В известной песенке комсомолки и просто красавицы Нины изначально в первом куплете звучали слова: «…чешут медведи спины о земную ось». Было приказан убрать «чешут» — зритель мог подумать, что у животных блохи. Поэтому Нина спела: «Трутся спиной медведи…». Смешно? А создателям картины было не до смеха.

Не подобает царю котлеты жарить

В этой любимой многими комедии Гайдая цензоры посчитали невозможным пропустить на экран царя Ивана Грозного, жарящего котлеты на кухне Шурика. Непочтительно это. В итоге эта сцена была удалена.

Сомнение вызвала и изображение голой женщины на фирменной ручке Милославского, которую жулик дарил иноземному послу. Правда, в этом случае только изъяли крупный план «неприличной ручки».

На вопрос Бунши: «Кто будет оплачивать банкет?» изначально Милославский отвечал: «Народ, батюшка». Такой намек чиновникам не понравился, и они заменили его на нейтральные слова: «Во всяком случае, не мы».

Ядерный взрыв в «Бриллиантовой руке» вырезали

Глуповатая и не совсем адекватная дама-управдом, являвшаяся представителем власти, герои-алкоголики, какие-то идеологически невыдержанные и двусмысленные песенки, модный показ с мини-бикини, заграничная девушка легкого поведения. И, наконец, стриптиз в (советской!) гостинице. С точки зрения цензуры, сплошное безобразие!

Предвидя, что фильм могли запретить, Гайдай схитрил: он поставил в финале картины ядерный взрыв на море. Он заявил цензорам, что они могут убрать из фильма все что угодно, кроме взрыва. После долгих уговоров он с неохотой согласился на удаление взрыва.

Любовницу оставили, а синагогу убрали

В этом же фильме зрителям запомнилась героиня Нонны Мордюковой своими хлесткими фразами. У цензоров появились претензии к одной из них. Когда Семена Семеновича после ресторана привозят домой пьяным, управдом говорит жене: «Не удивлюсь, если выяснится, что ваш муж посещает тайно любовницу". Но если внимательно посмотреть этот момент, можно увидеть, что озвучивание не попадает в движение губ актрисы. Оказывается, в оригинальном варианте речь шла о синагоге. «национальный вопрос» цензура сочла неуместным.

Судьба дикаря в бусах

«Операция Ы» вначале вышла в свет без особых изменений. Более того, почти пять лет ее показывали без купюр. А потом международная обстановка изменилась: стало некорректным показывать в юмористическом формате чернокожих. По этой причине сцену, в которой тунеядец Федор весь закопченный бегает по стройке, в дикарской «юбке» и в «бусах» было рекомендовано удалить.

«Любовь и голуби»

Если бы худсовет не постановил удалить из этого фильма все сцены застолий, он мог быть почти вдвое длиннее. Во время выхода картины шла активная антиалкогольная кампания, поэтому чиновники сказали, что пьянство — это болезнь и ничего смешного в этом нет.

Более всего было вырезано кадров с участием Сергея Юрского. Как вспоминает Александр Михайлов, исполнивший главную роль, — фильм потерял несколько эффектных и остроумных кадров, которые могли дополнительно украсить ленту. К сожалению, они уничтожены безвозвратно.

Комментарии
цензура нужна всегда.только разумная...