“У налаживания отношений – долгий путь”: сюжет, смысл и актуальность драмы “Детка”

В начале года на экраны страны вышел фильм «Детка», явившийся кинодебютом режиссера Ирины Бас. В нем поднимается весьма актуальная тема непростых отношений между матерью и дочерью. Чтобы наладить их, каждой из сторон придется пройти очень непростой и долгий путь, преодолев недомолвки и обиды. Роль дочери досталась Марии Мацель, а роль матери — Виктории Исаковой.

Встреча дочери с матерью

В начале сюжета семнадцатилетняя Даша сразу после выпускного вечера в школе оказывается в поезде, отправляющемся в Санкт-Петербург, не поставив в известность отца, в роли которого выступил Алексей Фадеев. Ранее предполагалось, что Даша будет поступать в институт в Мурманске.

Это строгий, консервативный человек, который воспитал дочь в одиночку, так как мать бросила семью вскоре после ее рождения и никаких связей с ней не поддерживает. О ней дочери известно очень мало. Елена уехала в Петербург, чтобы посвятить жизнь музыке.

Дарья решает разыскать родительницу и поступить в вуз на актерский факультет. Мать-кукушка ведет богемный образ жизни, и дочка находит ее без особого труда. Но вот откровенно поговорить с ней обо всем, что наболело, это отнюдь не простая задача.

Девушка пытается манипулировать матерью, чтобы подтолкнуть ее к раскаянию, но ее тактика не срабатывает. А Даша сталкивается с рядом реальных проблем. Но постепенно в процессе общения и узнавания друг друга обе начинают замечать, что во многом они похожи друг на друга.

Мир не является черно-белым

Однако боязнь уязвимости сначала является сдерживающим фактором сближения. Вместо того чтобы быть честными друг с другом, родственники переходят на язык эмоций и устраивают разбирательства. По мнению некоторых критиков, некоторые сцены проникнуты излишней экзальтацией, чересчур драматичны.

А мотивация матери, если судить по ее действиям и высказываемым ею мыслям, менее внятная, нежели у дочери. Она продолжает витать в облаках и не хочет брать на себя ответственность не только за жизнь ребенка, но и за свою собственную. Таким образом, путь налаживания отношений оказывается трудным. Тем не менее Даша с Еленой уже вступили на него.

В начале фильма мать, хотя и загадочный, но все же отрицательный персонаж, подаваемый зрителю через призму отношения к ней дочери, через ее обиды. Но в то же время девочка хочет общения с матерью, хочет получше узнать ее. Но, как позже понимает Даша, мир не является черно-белым, и девочку ожидает множество открытий.

Смысл — в общении и взаимопонимании

В какой-то момент срабатывает тумблер, стоит обнажиться травмам, как тут же начинает проявляться духовная близость двух женщин. Обе они испытывали страдание от авторитарности одного мужчины, обе пытались отстаивать личную свободу, обе решились на побег.

И Даша признается своему молодому человеку Федору в исполнении Степана Белозерова, что хочет помочь матери, которая обрекла своего ребенка на муки нелюбви и при этом сама осталась несчастной.

При этом дочери удастся найти защиту под материнским кровом лишь в финале картины, когда произойдет принятие и переосмысление болевых точек. Окажется, что сила здесь вовсе не в правде, а во взаимопонимании и в поддержке друг друга. Признание уязвимости обеими героинями переходит в выстраданную родственную близостью и несет в себе освобождение. Как раз в этом и состоит смысл фильма «Детка».

Животрепещущая тема

Следует отметить, что тема непростых взаимоотношений между родителями и людьми не является новой для российского кинематографа. Так, недавно она прозвучала в сериале «Алиса не может ждать», снятом Наталией Мещаниновой, где благодаря формату более отчетливо, чем в «Детке», очерчены все обиды. Тем не менее, тема конфликта поколений по-прежнему не теряет актуальности и является весьма животрепещущей.

И в отечественном кино все еще мало историй, посвященных «отцам и детям», рассказывающих о разрыве между их миропониманием, которые порой лишь кажущиеся из-за отсутствия близкого общения. Поэтому очень здорово, когда появляются новые фильмы об этом.

И если в картине «Снегирь», снятой Борисом Хлебниковым, обозначена огромная дистанция, отделяющая людей среднего возраста и молодежь, то в «Детке» мать и дочь как бы уравниваются в их метаниях, здесь продемонстрирована схожесть забот и проблем Елены и Дарьи. Лишь на первый взгляд кажется, что они являются обитательницами разных планет.

Поэтому в картине Ирины Бас просматривается определенный терапевтический эффект. Фильм призывает зрителей больше общаться, слушать и слышать друг друга, а не ограничиваться предъявлением претензий к близким. И хотя после просмотра фильма остается множество вопросов, связанных с проблемами взаимоотношений матерей с дочерьми, это дает повод, пережив их вместе с героинями, поразмышлять над этими проблемами.

Комментарии