Режиссер Алексей Учитель рассказал о важности “Оскара” сегодня
В контексте сообщений о том, что Юрий Борисов может быть номинирован на премию «Оскар» за свою роль в ленте «Анора», обсуждение вопроса о существовании Российского оскаровского комитета, которое велось два года назад, вновь стало актуальным.
Отмена русской культуры не произошла, и создатели фильмов в России по-прежнему стремятся получить признание на международной арене. В интервью режиссер Алексей Учитель высказал свое мнение о том, насколько важно для российских фильмов получать премию «Оскар» в текущей политической ситуации.
Ликвидация нецелесообразна
До 2022 года Алексей Учитель входил в оскаровский комитет в России. Он сообщил, что сам он не покидал это учреждение. Просто был не совсем согласен с тем, что не стоит представлять отечественные фильмы на премию «Оскар». Возможно, его исключили, но он не знает наверняка. Вероятно, работа комитета приостановлена, ведь, если мы не должны представлять фильмы, какой смысл в ее продолжении?
На вопрос о целесообразности ликвидации комитета Алексей Ефимович ответил отрицательно:
Я считал и считаю, что совсем ликвидировать комитет нельзя, потому что наш кинематограф все равно необходимо продвигать. Хотя, конечно, у «Оскара» есть политическая основа, из-за которой наши картины могут не пропускать. Два моих фильма уже выдвигались на «Оскар», я был в номинации «Золотого глобуса», но сейчас все стало сложнее.
«Оскар» по-прежнему престижен
Мнения о премии «Оскар» неоднозначны: одни считают ее престижной, другие не придают ей особого значения. Что касается Алексея Учителя, то он считает лукавством, когда режиссеры говорят, что фестивали и премии их не волнуют.
А «Оскар» — это престижнейшая награда, как ни крути. Лишь в последнее время отношение к ней начало несколько меняться. Безусловно, получение такой награды придает дополнительный импульс и в некоторой степени уверенность. Однако излишняя самоуверенность — это худшее, что может произойти с режиссером.
При этом любой фестиваль, в Каннах, в Берлине, — это всегда субъективное мнение жюри. Это мнение человека, который по-своему воспринимает кино. Американская киноакадемия — это сообщество из тысяч человек, и голосуют они также субъективно.
Если у фильма нет четко определенного бюджета, то, скорее всего, победа в голосовании ему не светит. Для этого необходимо провести масштабную рекламную кампанию и организовать показы, чтобы академики смогли увидеть фильм.
К тому же Учитель не исключает того, что многие деятели зарубежного киноиндустрии в той или иной мере подвержены влиянию политических сил, что также может отразиться на их решениях. Он выступает против этого.
Главное — талант, а не национальность
Он думает, что прежде всего необходимо обратить внимание на экран: не имеет значения, в какой стране был снят фильм или какой национальности его создатель, — если произведение талантливо, оно должно быть отмечено признанием и наградами. Таково его убеждение.
На вопрос об отношении к идее создания «Оскара» для стран Евразии Алексей Ефимович ответил:
Мне кажется, это очень хорошая идея. Главное - понять: он будет создан в противовес «Оскару» или это еще одна премия со своими особенностями? Потому что есть европейский «Оскар», есть американский.
Юра Борисов — уникальный актер
До того момента, как будут объявлены номинанты на премию «Оскар», осталось несколько дней. В этом году в число претендентов на номинацию вошел Юра Борисов, который сыграл в картине «Анора», снятой Шоном Бейкером, американцем.
При этом Юра уже заявлен в номинации на «Золотой глобус». Он будет соревноваться за награду в категории «Лучшая роль второго плана». Примечательно, что Борисов — первый номинант на получение этой премии из России.
Журналист поинтересовался у режиссера, считает ли он это событие заслугой самого артиста или стечением обстоятельств. На что Алексей Учитель сказал, что это, несомненно, его достижение. Он одаренный, исключительный, уникальный, с сильным обаянием. Учитель несколько раз пересекался с ним по работе, они обсуждали детали — у Борисова невероятное обаяние, и то, что он делает в кино, — это очень увлекательно.
Однако невозможно представить, чтобы актер играл в одиночку, а все остальные участники съемочной группы просто стояли и наблюдали. Это результат работы не только сценариста, но и режиссера, который нашел общий язык с Юрой Борисовым и увидел в нем потенциал для создания нужного образа. Фильм «Анора» очень понравился Алексею Ефимовичу. Режиссер также отметил работу в нем Марка Эйдельштейна.