Было два гениальных Моцарта: старшая сестра Амадея тоже имела поразительный музыкальный талант

Если спросить на улице прохожих, каких композиторов они знают, Моцарт наверняка будет в числе первых. Его гений и музыкальный талант не превзойден до сих пор. Однако мало кто знает, что старшая сестра Вольфганга Амадея тоже слыла вундеркиндом под стать брату. Каким человеком она была и почему о ней никто не слышал?

Яблоко от яблони

Мария Анна Вальбурга Игнатия по прозвищу Наннерль родилась 30 июля 1751 года в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт. Отец семейства был композитором, музыкальным теоретиком, педагогом и известным скрипачом в австрийском Зальцбурге.

Леопольд Моцарт построил успешную карьеру. Семья не бедствовала. Музыкант был вхож в высшие круги, благодаря чему многие узнали и поддержали талант его сына Вольфганга. Как композитор он был не так известен. Но скрипачом был отменным. Еще лучше у него получалось учить других азам музыки.

Таланты рождают гениев

Когда старшая дочь Наннерль подросла, Леопольд, засучив рукава, взялся за ее музыкальное образование. Возможно, через детей он хотел реализовать свои собственные амбиции.

Отец был очень настойчивым и требовательным человеком. Мужчина строго контролировал семью, свою жену и Наннерль. Именно по настоянию Леопольда Мария Анна начала учиться играть на клавесине, когда ей было 7 лет.

Глава семейства не доверял процесс обучения другим. Он сам учил свою дочь читать и писать ноты, преподавал теорию музыки, композицию и игру на клавесине. Тем временем маленький Вольфганг сидел и смотрел, как занимается любимая сестренка. Двое детей Моцарта были очень близки и даже разработали свой собственный "тайный язык".

Вундеркинд от Бога

Знавшие Наннерль описывали девочку не иначе как вундеркинда. В 7 лет она уже демонстрировала поразительные таланты. Именно благодаря ее стараниям Вольфганг полюбил творчество. Младший Моцарт восхищался сестрой до такой степени, что сам в трехлетнем возрасте напросился заниматься музыкой вместе с Марией.

Леопольд был вне себя от радости! Он осознал, что у него есть не один, а два от природы одаренных музыканта. Важно понимать, что в те времена преемственность была важным условием успешного бизнеса и выживания в целом. Отец организовал выступление двух Моцартов в Вене в 1762 году перед высшим сословием.

После того как Наннерль и Вольфганг дали концерт для императрицы Марии Терезии при ее императорском дворе, Леопольд достиг вершины своей картеры. В 1763 году он устроил грандиозное музыкальное турне для своих склонных к музыке детей по всей Европе. Апофеозом стало успешное выступление в Париже, слывшей культурной столицей Европы.

Талантливее брата

Будучи старшей, Мария Анна Вальбурга Игнатия лучше брата владела инструментом. На это указывает тот факт, что на концертах ее имя всегда значилось первым в буклетах и на афишах. Девушка была звездой, привлекавшей восторженные взгляды.

Критики писали: "Представьте себе одиннадцатилетнюю девочку, исполняющую сложнейшие сонаты и концерты величайших композиторов на клавесине или фортепиано с точностью, с невероятной легкостью, с безупречным вкусом".

Наннерль была не только талантливым музыкантом, но и опытным композитором. В личной переписке Вольфганг хвалит способности сестры к сочинению музыки, уже будучи в зените славы.

Умения Марии были такими же, если не лучше, чем у Вольфганга. Она должна была по праву стоять на пьедестале рядом с братом. Однако оказалась вычеркнутой из истории музыки.

Незавидная участь женщины

В 18-м веке женщинам отводилась одна единственная роль – быть спутницами мужчин. Следить за домом, рожать и растить детей, безропотно слушаться супруга. Даже очень талантливым дамам был закрыт путь в науку, искусство, бизнес, политику.

Если в детском и подростковом возрасте им позволяли "милые шалости", то после замужества приходилось быстро взрослеть. А выходили замуж, как правило, рано.

Даже Леопольд, лично воспитавший в дочери отличного музыканта, никогда не восхищался ее творческими успехами. Он их попросту не признавал, ставя ее успех себе в заслугу. Предвзятое отношение к женщинам привело к тому, что ее музыкальные произведения были утеряны.

Хотя сегодня Наннерль могла бы сделать невероятно успешную музыкальную карьеру, жизнь в 18-м веке была совсем другой. Как только Мария достигла "брачного возраста", с 1769 года Леопольд запретил дочери гастролировать и исполнять музыку со своим братом.

Дальнейшая судьба

Наннерль вышла замуж 23 августа 1784 года за магистрата Иоганна Баптиста фон Зонненбурга и переехала с ним в родовое поместье в деревне Санкт-Гильген, примерно в 30 км от ее родительского дома в Зальцбурге. Мария стала третьей женой дважды вдовца и помогла воспитать его пятерых детей от двух предыдущих браков.

У нее было трое собственных детей, но только один дожил до совершеннолетия. Наннерль по-прежнему играла на фортепиано. Она занималась по 3 часа каждый день. После смерти мужа в 1801 году Мария Анна вернулась в Зальцбург и давала уроки игры до своей смерти 29 октября 1829 года в возрасте 78 лет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали о талантливой сестре Моцарта?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.