Создавал песни на века для всех поколений, оставаясь “иконой свободы”: феномен Виктора Цоя, которого не стало 34 года назад

34 года назад не стало одного из величайших рок-музыкантов нашей страны. Ежегодно в день его смерти тысячи поклонников собираются в Москве и Петербурге у мемориалов и мест, когда-то значимых для артиста. Именно в Северной столице он начинал свою карьеру в 70-х, а окончательно прославился в составе группы “Кино”, которую сам и основал. Спустя десятилетия народная тропа к могиле артиста с возвышающимся монументом не зарастает. В чем был его феномен и какое наследие оставил Виктор Цой, имя которого знают и помнят и сегодня?

Мальчик, который сам по себе

К нему с детства было особое отношение. Отец Виктора – инженер с корейскими корнями, потому в школе мальчик получил прозвище “японец”. Это не было оскорблением, ведь юному Вите было чем заняться, чтобы не тратить время на сверстников. А увлекался он многими вещами – любил восточную поэзию, чтил кодекс самурая, тренировался с нунчаками и перенимал походку Брюса Ли. И как будто не видел серой реальности спального района Ленинграда, где жил с родителями. Он часто был предоставлен самому себе: учительница по профессии, мать пропадала в школе, а отец то уезжал в командировки, то уходил из семьи.

Неожиданно своеобразное спасение Виктор Цой увидел в музыке, хотя раньше относился к ней нейтрально. Его первыми кумирами стали Высоцкий и Боярский. Поддерживая увлечение сына, родители купили акустическую гитару. Хотелось бы еще электронную, но она стоила как половина зарплаты. Смышленый Витя мечту все же осуществил в обмен на готовность практически голодать в течение месяца.

Долгая дорога к музыке

В школе высокими оценками Виктор Цой не хвастался. Лучше всего давалось рисование – именно по этой причине он поступил в художественное училище, а после освоил профессию резчика по дереву и какое-то время работал реставратором в Царском Селе. Но все это было не то – скучно и без интереса. Дальше была работа сторожем, уборщиком в бане и даже кочегаром в котельной. Биография Виктора Цоя включает такой интересный факт: не желая быть отправленным в Афганистан (его молодость как раз пришлась на годы введения Советским Союзом в эту страну войск), он попал в психлечебницу после инсценировки самоубийства. В лечебном заведении пришлось задержаться, но именно в его стенах проявился музыкальный талант и родились первые песни Виктора Цоя.

Случайная встреча неслучайных людей

Дальше он уже не мог существовать без музыки. Продолжая писать песни, сколотил первые коллективы, был гитаристом в рок-группах. Для выступления в Москве приходилось ездить из Ленинграда, и во время одного такого путешествия Виктор Цой познакомился с Борисом Гребенщиковым. “Эта была случайная встреча, – вспоминал последний. – Мне показалось, что мои ноги отнялись, когда я услышал, что и как поет незнакомый мне парнишка”.

Будучи культовой личностью советского андеграунда, Гребенщиков по факту стал крестным отцом для артиста. Он оказывал посильную помощь с концертами и записью дебютного альбома, а также посоветовал дать группе лаконичное, простое название. Так родилась группа Виктора Цоя “Кино”, которая впервые “показалась” публике на совместном с “Аквариумом” концерте.

Сила – в простоте

За короткий промежуток времени “Кино” и ее главный фронтмен Виктор Цой обзавелись миллионной армией поклонников преимущественно подросткового возраста. Бесконечная популярность коллектива объясняется банальными вещами, начиная с искренности песен – в них Цой отражал только то, что было интересно ему самому. Причем умудрялся делать их универсальными, понятными каждому, ведь каждый слушатель находил в текстах “что-то свое”. Песни “Кино” отлично подходили разным слоям общества и слесарям, и интеллектуалам. А исполнять их можно было как на застольях, так и во дворах. И конечно, не стоит забывать о внешнем виде – стильный облик солиста манил к себе словно магнит.

В жизни музыканта было и кино: Виктор Цой снялся в более чем десяти фильмах, среди которых наиболее известные “Асса” и “Игла”. В 2005 году, уже после смерти музыканта, вышел документальный фильм, посвященный артистку.

Секрет популярности и зависти

Цой часто получал обвинения в плагиате и подражании западным рок-группам, но на деле лишь смешивал популярные музыкальные стили, не боясь экспериментов. Как говорили критики, он смог расширить эстетический горизонт меломанов страны и приобщить их к лучшим образцам рок-музыки того времени. Почему песни Виктора Цоя живут десятилетиями? В этом еще одна загадка и разгадка одновременно – артист создавал песни на века для всех поколений, не указывая в текстах городов, дат, имен и фамилий. Зачем такая детализация, если песню можно воспринимать абстракцией? Пусть город будет просто городом, а пачка сигарет – без конкретной марки.

Золотой состав

В первые годы в “Кино” сменилось несколько участников, коллектив “устаканился” лишь в 1984 году, став полноценным с ударными и бас-гитарой. Этот период ознаменовался приходом в группу гитариста Юрия Каспаряна, с которым был записан один из самых популярных альбомов “46”. В репертуаре коллектива был и совместный с Борисом Гребенщиковым альбом “Начальник Камчатки”. А вот шестая по счету пластинка “Группа крови” получила наибольший резонанс не только на территории СССР, но и за границей.

Революционный тур в истории рок-музыки

На волне славы Виктор Цой познакомился с американской певицей и журналисткой Джоанной Стингрей, объясняя, что в Советском Союзе “играется мировой рок, только поется он на русском”. Впечатленная харизмой артиста, Джоанна приехала в Москву, чтобы познакомиться лично. И оказалась настолько шокирована, что помогла устроить группе грандиозный тур не только по родным Штатам, но и ряду других, в том числе европейских стран. Так о “Кино” узнали во всем мире, а по солнечному Лас-Вегасу Цой разъезжал в белом лимузине. Нечто невероятное, о чем и мечтать невозможно! Кстати, в 1987 году Джоанна стала супругой Юрия Каспаряна.

В 1989 году “Кино” побывала во Франции, где представила “Последнего героя” – последний прижизненный альбом Цоя.

Наконец, Юрий Айзеншпис взялся за раскрутку “Кино”, организовав не менее грандиозное турне по родной стране. Финалом гастролей стал заключительный концерт в “Олимпийском” с 70 тысячами зрителей – рекорд по тем временам. По факту это стало последним большим выступлением в жизни самого артиста.

Жизнь для других

Уже тогда Виктор Цой обращал внимание на здоровье, жаловался на плохое самочувствие, выглядел измотанным. Его тяготили такие вещи, как отсутствие личного времени и пространства, ведь он буквально не мог побыть наедине с собой, чтобы привести мысли в порядок, а также растерянность от славы и богатства, которых совсем не ждал.

15 августа 1990 года автомобиль музыканта попал в аварию недалеко от Юрмалы. Гибель артиста потрясла весь музыкальный мир. В прессе стали распространяться слухи, что от Цоя намеренно хотели избавиться в верхушках власти, но эти доводы быстро не нашли подтверждения – незадолго до этого представители Министерства культуры собирались издать песни “Кино”, тем самым снимая с него ярлык подпольщика и официально делая кумиром для родной страны. Попытка самоубийства также исключалась. И хотя артисту требовался перерыв, он писал новый альбом и готовился к концертам в Японии. В 1991 году музыканты группы “Кино” выпустили “Черный альбом”, в демозаписи которого успел поучаствовать Виктор Цой. Лучшее из того, что было записано, вошло в пластинку. Альбом имел минималистичное траурное оформление и был реализован тиражом свыше 500 тысяч копий.

Комментарии