Найден цветок, способный неоднократно менять окрас и возвращаться к старому

Ученые и раньше замечали в природе цветы-хамелеоны. Но все они имели одну и ту же особенность: они меняли цвет один раз, а значит, процесс нельзя было повернуть вспять. В этом отношении открытие японского специалиста из Токийского университета Хироказу Цукаи действительно удивило, так как он обнаружил цветок, который может постоянно менять свой цвет.

Как проводилось исследование

Посредством тщательно записанных замедленных видеороликов в полевых условиях и детальных наблюдений в лаборатории Цукаи смог связать физиологические изменения, происходящие в цветах одновременно с изменением их окраски.

Какими оттенками радует цветок

Представитель растительного мира под названием Causonis japonica циклически меняет свой цвет от оранжевого до нежно-розового. Этот процесс связан с этапами созревания цветков данного растения.

Почему происходит смена цветов

Считается, что цветы, меняющие свой цвет, делают это, потому что это сигнализирует рядом находящимся насекомым-опылителям о том, что цветок готов отдать нектар или пыльцу. Это считается «честным» сигналом.

Изначальное состояние, когда цветок приобретает оранжевый окрас, совпадает с мужской стадией созревания растения, когда оно выделяет нектар. Когда мужская часть - тычинка - стареет и отделяется, цветки становятся розовыми. Через пару часов пестик - женская часть - созревает, при этом выделяя нектар, и тогда цветок снова приобретает оранжевый цвет.

Изменение окраса обусловлено химическими веществами, содержащимися в растении. В случае оранжево-желтого цвета, например, это пигмент каротиноид. Считается, что цикл его накопления и разрушения в цветке является максимально быстрым из когда-либо известных.

То же самое химическое вещество придает обычной моркови красивый оранжевый цвет. Это отличный источник витамина А, и, учитывая, что цветки, меняющие цвет, демонстрируют самое быстрое накопление каротиноидов из когда-либо виденных, неудивительно, что группа ученых считает, что их открытие может иметь какое-то будущее применение в исследовании овощей, которые содержат каротиноиды.

Про будущие исследования

Следующие исследования будут связаны с тем, чтобы выяснить, что именно управляет процессом смены оттенков, а также как можно регулировать таким поведением цветка. Возможно, необходимо будет изучить белки, которые вовлечены в цикл обратной связи, а также проанализировать процессы, которые происходят на генетическом уровне.

Что вы думаете про новое открытие?