Как насытить организм «белком долголетия», рассказали ученые

Специальная диета, основу которой составляет обычная гречневая крупа, отличается уникальным оздоровительным действием. Причем это касается не только людей, но и млекопитающих, утверждают ученые из Сибирского федерального университета (СФУ). Согласно их последним исследованиям, гречка является источником незаменимого "белка долголетия".

Что за уникальные белки?

На научном языке они звучат как SIRT1, или ситруины. Это широкое и малоизученное семейство белков, без которых невозможен метаболизм глюкозы и образование жировых клеток. Белок SIRT1, который возглавляет это семейство, участвует во многих внутриклеточных процессах. Уже точно установлено, что не обходится без его участия и механизм старения. Чем выше уровень SIRT1, утверждают ученые, тем медленнее стареет организм, а также повышается его стрессоустойчивость.

Организм вырабатывает больше "белка долголетия", если человек потребляет меньше калорий. Голодание дает положительный эффект – оно запускает процесс срочного "ремонта" клеток, что значительно увеличивает их жизненный цикл. Но простого недоедания недостаточно – нужно еще и насыщать организм этим уникальным белком, поедая гречку.

Особенности диеты

Болезненным людям с хроническими проблемами, беременным и маленьким детям противопоказано голодание, каким бы целебным оно не было. Продукт, способный помочь восполнить недостаток белка SIRT1, – это известная всем гречневая крупа. Особенно широко она представлена в российской и китайской кухнях, готовят ее также в Японии, Корее и Индии. Именно оттуда и пошло это растение.

По словам ученых, в гречихе содержатся аминокислоты и белки, используемые организмом человека для воспроизведения собственных белков. В этой крупе много незаменимых витаминов группы B, без которых невозможна нормальная работа нервной и кровеносной систем, а также крепкий иммунитет. Значительное содержание клетчатки в гречихе дает ощущение сытости, даже если употребить ее небольшое количество.

Главный источник уникального белка

Именно российские ученые первыми обнаружили и доказали полезные свойства гречихи как "производителя" белка SIRT1. Раньше уже были опубликованы исследования, доказывающие, например, эффективность винограда для омоложения клеток. Правда, в отличие от гречихи, его не так просто достать в некоторых регионах. К тому же диетическими свойствами он точно не отличается. Нужно съесть тонны винограда, чтобы механизм восстановления клеток запустился.

Согласно экспериментам, обогащенная ядрами гречки пища дает довольно внушительную прибавку веса. Уровень SIRT1 при этом многократно возрастает в организме животных (в 30 раз), что соответствует нормальному уровню для этого редкого белка. Такой же механизм происходит в организме людей, садящихся на различные диеты, не прибегая при этом к физическим нагрузкам. При таких условиях организм испытывает острую нехватку белков – "строительного материала" для клеток.

Сплошная польза для организма

Ученые СФУ сделали заявление, что употребление гречки, в отличие от голодания, не вызовет чрезмерную выработку SIRT1. Это отмечается даже при больших количествах съеденной крупы. "Передозировка" не приведет к опасным побочным эффектам и окислительному стрессу. Правда, это не значит, что нужно есть одну гречку – крайностей лучше не допускать.

Исследование вели ученые СФУ вместе с избранными специалистами Красноярского медицинского университета, а также Института биофизики и Научного института медицинских проблем Севера. Полученные научные труды были опубликованы во многих журналах и переведены на разные языки мира. В настоящее время ведется поиск продуктов с тем же эффектом, но пока безуспешно.

А как вы относитесь к блюдам из гречки?