Как внедрить идеи альтернативной педагогики в повседневную жизнь: система Френе, Штайнера и другие

Мир не перестает меняться. Появляются новые технологий, все острее встает проблема экологии, люди непрерывно борются за свои права. Общество начинает ориентироваться на другие ценности, появляются новые вызовы. В будущем ребенку придется столкнуться с решением непростых задач, и ресурсы для этого необходимо заложить еще в детстве. В такой обстановке родителям не так просто определиться, как воспитывать своих детей.

Все чаще звучат такие имена, как Монтессори, Френе, Штайнер… Каждый из них в свое время предложил альтернативную систему педагогики. Они подходят далеко не всем, но выдвинутые идеи могут помочь взглянуть на вопрос воспитания ребенка с новой стороны и применить эти принципы дома.

Система Френе

Селестен Френе хотел, чтобы все дети участвовали в жизни общества. Он считал, что приучать их к этому необходимо еще с детства, возлагая какие-либо обязанности. В школах, разделяющих эти идеи, используют метод коллективного определения правил жизни в рамках каждого отдельного класса. Одни раз в неделю учитель проводит с учениками классный совет.

Во время собрания учащиеся могут предлагать темы для обсуждения. Они могут касаться и школьного распорядка. К примеру, в одной из школ учащиеся на совете обсудили и внесли конкретные предложения относительно расписания занятий, библиотеки и обустройства игровой площадки, а также поучаствовали в разработке нового дизайна школьного холла.

Систему Френе вполне можно применять и дома. Семья - тоже коллектив, который имеет свой жизненный уклад. На семейных советах можно обсуждать планы на неделю, распределять домашние обязанности, обсуждать предстоящие покупки. К обсуждению следует активно подключать и ребенка. Пусть он выскажет свои предложения о том, куда хотел бы сходить или каким он видит ремонт в своей комнате. Вместе с детьми также можно создать «Таблицу обязанностей». Помните, что стоит включать в них не только уборку и вынос мусора, но и более приятные дела – выбор фильма на вечер, совместное приготовление сладостей.

Развитие независимости по системе Монтессори

Врач и педагог считала, что каждый ребенок уже с рождения стремится узнавать что-то новое. Родители должны создавать условия для этого. Обычные для взрослых действия, такие как мытье рук, подметание пола, наливание воды в стакан, развивают ребенка.

Предоставьте ребенку возможность выполнять эти задачи самостоятельно. В магазинах можно найти специальную кухонную и бытовую утварь, адаптированную для детей. Не стоит поправлять ребенка, ругать, если он пролил воду или подметает слишком медленно. Пусть он самостоятельно решает, сколько времени уделять этим занятиям.

Педагогическая система Штайнера: свободная игра

Педагог отстаивал достоинства свободной игры. Ребенок может свободно выбирать то, что ему по душе. Под присмотром взрослых ребенок придумывает истории, творит, рисует, строит. Для этого Штайнер предлагает обеспечить детей необходимыми материалами: камнями, пуговицами, карандашами, клеем. Они послужат воплощением фантазий ребенка.

Дома позволяйте ребенку выбрать себе занятие самостоятельно. Не вмешивайтесь в его решение, но оставайтесь поблизости, если он захочет, чтобы вы составили ему компанию или помогли. Не прерывайте игру внезапно. Даже если ребенок сам выбрал занятие, привлеките его внимание, к примеру, сядьте и подзовите к себе.

«Зеленые школы»: забота о воссоединении с природой

Знание того, что количество пластиковых пакетов в Тихом океане эквивалентно острову, в 5 раз превышающему размер Франции, едва ли убедит ребенка в том, что беречь природу очень важно. К вопросу необходимо подходить с другой стороны. Время, проведенное детьми в естественной среде, значительно увеличивает их чувство связи с природой и, следовательно, чувство ответственности перед ней.

Старайтесь больше времени уделять не теории, а практике. Прогуляйтесь по лесу, посетите ферму, попробуйте вместе посадить дерево или хотя бы ухаживать за комнатным цветком. Вспомните про старые добрые скворечники.

Комментарии