Играю с детьми в игры на домашние дела: развитие азарта или педагогический прием?
В нашей семье есть традиция – несколько раз в неделю мы с детьми играем в дженгу. Очень забавная настольная игра. Из деревянных брусочков собираем башню и далее по очереди вынимаем их и ставим наверх. Задача игрока вытащить и поставить брусок наверх башни таким образом, чтобы вся конструкция не упала. Эта игра развивает мелкую моторику, так как брусок нужно доставать одной рукой. Также развивается образное мышление и понимание принципов физики. Нужно понимать какой именно брусок доставать, с какой стороны, из какого уровня башни. Так как дети у меня достаточно взрослые, 9 и 14 лет, им игра нравится, и процесс происходит максимально осознанно.
Как мы начали играть не только на интерес
Один раз я сказала, что проигравший отправится мыть посуду после ужина. К моему удивлению, дети согласились. И вот, знакомая и любимая игра заиграла новыми красками. Тут уже проиграть стало не просто немного неприятно, но и последствия проигрыша не очень привлекали.
Уже и не помню, кто именно из нас троих проиграл в тот раз. Когда намечался следующий турнир по дженге, дети сразу предложили несколько заданий для проигравшего. Что меня особо порадовало, все они были связаны с домашними обязанностями или носили шуточный характер. Именно поэтому я поддержала их идею. Они увидели в новом правиле возможность спихнуть свои обязанности на другого, вместе с тем принимая, что в случае проигрыша могут выполнять то, что ранее не входило в их круг домашних забот.
Некоторые из знакомых, когда узнали, что мы с детьми играем на что-то в обычную настольную игру, немного возмутились. Было даже мнение, что таким способом я воспитываю в детях чувство азарта и это может плохо закончиться в более взрослом возрасте.
Почему я продолжаю играть с детьми на домашние дела
У меня на этот счет есть свое мнение. Я как психолог знаю, что азарт в большей степени зависит от темперамента и особенностей характера. А сама эта эмоция связана с получением материальных благ и зачастую чувством риска.
Дети испытывают те же эмоции, что и в обычных играх с одним победителем. Никто не считает, что веселые старты в школе или олимпиада по математике воспитывает в подрастающем поколении азарт. Даже при условии, что победитель получит материальное подтверждение своего триумфа в виде кубка, книги, грамоты. Это считается нормальным в обществе.
У нас с детьми нет материальных призов, мы не играем на деньги
Проигравший выполняет одно из домашних дел, которое, может быть, изначально должен был выполнить другой член семьи. Такой своеобразный круговорот хозяйственных мероприятий в семье на игровой основе.
Важный момент – в этой игре у нас в семье нет чемпиона. Даже если я выиграла несколько раундов подряд, то следующие я с такой же долей вероятности могу проиграть. Мы выбираем те игры, где вероятность выигрыша примерно у всех равна. И это честно по отношению к каждому.
Если всех устраивают правила игры и каждый спокойно принимает поражение, то почему бы и нет?
Кстати, заметила, что проигрыш дети воспринимают вполне спокойно и проигранные дела выполняют без лишних напоминаний. В этом я тоже вижу большой плюс: детей нужно учить проигрывать, правильно к этому относиться. Этот навык им точно пригодится во взрослой жизни.
Зная особенности темперамента своих детей, могу сказать, что им подобные игры точно не нанесут вреда. Советовать всем поступать так не стану, каждый ребенок уникален, и родители должны подобрать лучшие способы для воспитания в нем определенных качеств. Всегда стоит учитывать, что в воспитании есть два самых действенных способа на мой взгляд: собственный пример и игровая форма. Если я проиграла, то всегда выполняю загаданное, иначе вся эта затея потеряет смысл, здесь мы с детьми всегда на равных.