Будьте «садовником», а не «плотником»: четыре правила воспитания, которые помогут детям развить гибкий ум
Дети рождаются не для того, чтобы быть чьей-то версией. Каждый человек индивидуален и неповторим. Задача родителей - помочь своему ребенку стать независимой, сильной и стойкой личностью, которой будут нипочем любые проблемы.
Основываясь на исследованиях в области нейробиологии и психологии, психологи Гарвардского университета рекомендуют следующие 4 правила воспитания, которые помогут детям развить гибкость мышления и ум.
1. Будьте "садовником", а не "плотником"
Знаете ли, в чем суть этого правила? Дело в том, что работа плотников - вырезать деревянные блоки нужной им формы. Садовники, в свою очередь, сеют семена, удобряют и ухаживают за растениями, чтобы они росли естественным образом. Точно так же родители не должны "лепить" своего ребенка, чтобы он стал тем человеком, которым вы бы хотели его видеть в будущем, например пианистом. Родители-"плотники" склонны подавлять творческие способности и свободу детей, принуждая к определенной деятельности, в данном примере к игре на пианино.
В то же время родители-"садовники" создают множество возможностей, чтобы познакомить ребенка с музыкой, пробудить интерес и желание играть на инструменте. Однако они никогда не принуждают чадо насильно, давая ему право выбора. Одним словом, данный тип родителей только знакомит и дает ребенку возможность заниматься тем, чем ему нравится.
2. Как можно больше говорите и читайте своему ребенку
Исследования показывают, что, даже когда младенцам всего несколько месяцев и они не понимают значения слов, их мозг все равно имеет способность запоминать фразы. Следовательно, чем больше слов вы говорите, тем сильнее эффект. В будущем у вашего малыша будет хороший словарный запас и лучшее понимание прочитанного. Особенно полезны для развития ребенка те слова, которые указывают на чувство печали, счастья или разочарования. Чем больше знают дети, тем гибче будет их мышление.
Вы можете поговорить со своим ребенком о эмоциях и о том, как они влияют на человека. Например: "Ты видишь, что твой приятель плачет? Ему больно, потому что он упал и поцарапал колено. Может, тебе стоит подойти к нему и обнять?"
Думайте о себе как о гиде вашего ребенка, который ведет его к познанию мира языка, движений и звуков.
3. Объясняйте причины
Возможно, вы устали от того, что ваш ребенок постоянно задает вопрос: "Почему?" Но знаете ли вы, что, когда вы объясняете малышу ту или иную информацию, он узнает что-то новое и ранее неизвестное. В то же время это помогает ему лучше предсказывать будущие ситуации. На самом деле мозг ребенка работает более эффективно, если научить его предсказуемости.
Не отвечайте ребенку такими фразами как "Потому что я так сказал". Это не поможет малышу полностью разобраться в проблеме. Например, если вы ответите таким образом на вопрос: "Почему я не могу съесть конфеты?", данное высказывание не сработает, когда вас не будет рядом.
Будет лучше, если ваш ребенок будет рассуждать так: "Я не должен съедать все эти конфеты, иначе у меня будут болеть зубы, а брат и сестра останутся без сладкого". Такое умозаключение поможет вашему ребенку понять последствия своих действий и воспитать в нем эмпатию.
4. Говорите о действиях, а не о людях
Если ваш малыш плохо ведет себя по отношению к сверстнику и поднимает на него руку, не ругайте его такими фразами, как "Ты непослушный ребенок". Лучшего всего мягко, но убедительно сказать: "Ты ударил своего товарища и причинил ему боль. Это плохо, понимаешь? Больше никого не бей и быстро извинись перед ним, хорошо?"
Что касается похвалы: не нужно хвалить ребенка за то, что он хороший мальчик или девочка. Комментируйте его действия: "Ты поступил правильно, когда извинился перед товарищем".
Данный тип разговора поможет ребенку сформировать верные представления о действиях и о себе.