Почему у школьника развивается «синдром отличника», и как этого избежать

Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок стал отличником. В погоне за оценками они не замечают, как наносят ребенку психологическую травму, излечить которую будет крайне проблематично. Почему нельзя заставлять сына или дочку отлично учиться, и чем это может обернуться для ребенка, разберемся в сегодняшней статье.

Стремление заслужить любовь

Стоит сразу оговориться, что речь идет не о детях, которых привлекают исключительно знания, а оценки являются субъективным оцениванием со стороны учителя. Речь о тех детях, которые стараются заслужить любовь родителей. То есть, мама и папа требуют от школьника, чтобы он учился только на пятерки, в противном случае они будут раздосадованы и разочарованы. Ребенок понимает, что его любят только тогда, когда он может «заслужить» любовь оценкой. Во взрослом возрасте такой человек также будет стараться что-то сделать, чтобы ему уделили внимание. А именно, не познает безусловной любви, и всегда будет считать себя недостойным.

Воспитание победителя

Ребенок, который привык получать исключительно высокие оценки, привыкает быть победителем. И если когда-нибудь он ошибется, пережить этот стресс ему будет крайне сложно. Поэтому не стоит требовать от сына или дочери всегда и во всем быть первым. Правильной стратегией воспитания станет учить его принимать достойно, как победы, так и поражения.

Привычка быть лидером

Родители должны помнить о том, что вокруг отличника всегда собирается много людей (наверняка вы это знаете по собственному опыту). Его любят ученики и учителя, уважают, считаются с мнением. Родители других ребят мечтают о том, чтобы их дети дружили с отличниками. Проходят школьные годы, и начинается взрослая жизнь. Удивить кого-то тем, что парень или девушка окончили школу с золотой медалью, невозможно. Среди студентов отличники встречаются довольно часто, да и отношение к ним другое.

Получается, что человек не получает должного внимания, перестает быть лидером, начинает нервничать, переживать и пр. Появляются неврозы, которые заканчиваются либо уединением, либо уходом «во все тяжкие». Упасть с высоты всегда больно, поэтому родителям это нужно предусмотреть заранее.

Неумение расставлять приоритеты

Ребенок понимает, что нужно получить пятерку любой ценой. Поэтому он старается не понять, а зазубрить материал. Он может списать или просто обмануть родителей, скрыв получение плохой оценки. Школьник не умеет правильно расставлять приоритеты, когда нужно понимать важность знаний и бесполезность оценок. Оценки могут быть нечестными и субъективными (относительными по сравнению с другими претендентами на пятерки или поставленными учителем, который недолюбливает ученика). Поэтому ориентироваться на них бессмысленно, и это нужно объяснить своему ребенку. Научите стараться получать хорошие оценки, но не ставить эту тему во главу угла.

Игнорирование других аспектов

О вреде перфекционизма сказано очень много. Людей с таким синдромом можно только пожалеть, поскольку они беспощадны, в первую очередь по отношению к самим себе. Именно из отличников и вырастают перфекционисты, которые не могут ни на минуту расслабиться. Не стоит думать, что у них все получается. А даже если и получится, человек все равно не сможет оценить это по достоинству, поскольку ему всегда будет не доставаться качества. То ест идеально сделать он не может, а неидеально его не устраивает. Поэтому стремиться к получению отличных оценок не только вредно, но и опасно для здоровья (неврозы гарантированы).

Необъективная оценка знаний

Школьник, который привык получать одни пятерки, не может объективно оценить свои знания. Поскольку пятерки могут быть не совсем честными (некоторым ученикам ставят их даже тогда, когда они того не заслуживают, поскольку за них «работает авторитет»), ребенок не будет знать, в какой области знаний у него пробел. А если ему будет известно о том, что «пятерку вытянули» (как это часто бывает, когда отличная оценка по физкультуре ставится для того, чтобы не испортить общую картину успеваемости), он будет помнить о том, что все это подстроено. Такие дети страдают чрезмерными угрызениями совести, отчего их самооценка резко падает.

Вместо заключения

Родители должны хвалить ребенка не за оценки, а за трудолюбие, стремление к знаниям и усердие. Не стоит спрашивать у ребенка, что он получил, лучше поинтересоваться, что он делал в школе, и что нового узнал. Отдайте предпочтение разностороннему воспитанию ребенка, а не акцентированию внимания на успеваемости.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы «синдром отличника» вредным качеством?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.