Деньги убивают мотивацию. Почему нельзя платить ребенку за домашние дела или оценки

Деньги могут решить многие проблемы в жизни. Недооценивать возможности финансов в нашей жизни нет смысла, но и переоценивать их роль тоже не стоит. Далеко не во всех сферах деньги решают все проблемы. Воспитание детей это как раз подтверждает. Практика "подкупа" ребенка за хорошие оценки и дела по дому может казаться соблазнительной для родителей, но насколько она оправдана?

Есть ряд аргументов, которые ставят финансовый метод воспитания под большое сомнение.

Выработка неправильных моделей поведения

Оплата примерного поведения рано или поздно выработает неверное представление ребенка о своих обязанностях. В его понимании делать уроки и убирать комнату нужно за денежное вознаграждение, а не ради своего благополучия.

Но что, если у родителей не будет хватать средств на такую мотивацию? Никакие уговоры в этом случае не помогут. Как результат, авторитет родителей упадет, ведь они не смогут выполнять свои установленные ими же обязательства перед детьми.

Примерное поведение как способ заработка

Со временем ребенок поймет, что может использовать успехи в школе как способ заработка. Ориентация на финансовое подкрепление выполнения прямых обязанностей только усилится.

Кроме того, в самом начале заметив готовность родителей платить за хорошее поведение, малыш сам начнет приближать эту практику, намеренно демонстрируя плохое поведение.

Проблемы во взрослой жизни

Есть реальная опасность, что оплата каждой хорошей оценки или иного дела негативно отразится и на жизни выросшего ребенка. Пусть и на подсознательном уровне, но он будет ожидать такого же вознаграждения за каждый поступок в рамках своих прямых обязанностей. Такие ожидания в итоге могут привести к проблемам в личной и трудовой жизни.

Искажение естественной мотивации

Фактор денежного вознаграждения сам собой убивает подлинную мотивацию к обучению. К слову, процесс учебы основывается на нескольких потребностях человека:

  • Познавательные.
  • Эмоциональные.
  • Социальные.
  • Стремление к успеху.
  • Саморазвитие.

То есть и без заработка денег у ребенка может быть достаточно мотивов для хорошей успеваемости в школе. Другое дело, что до него нужно донести ценность этих потребностей.

Ложные представления о заработке денег

Многие приверженцы концепции оплаты хороших оценок в качестве своего аргумента приводят довод о приобщении ребенка к пониманию связи труд-оплата. Иными словами, с юных лет дети осваивают простой урок, что любой труд должен оплачиваться.

Ложность этой позиции в том, что оплате подлежит общественный труд или предоставление определенных услуг другой стороне в принципе. Никто не будет платить человеку за то, что он прикладывает определенные усилия ради достижения собственного благополучия.

Оценки и знания - не одно и тоже

Еще одна проблема, которая возникает при оплате хороших оценок, заключается в изначальном несоответствии этой практики целям. Даже те задачи, которые ставят перед ребенком родители, в итоге не будут выполнены.

Да, этот подход сработает в сфере домашнего хозяйства. Родители смогут проконтролировать выполнение ребенком дел, которые они готовы оплатить. Но в школе ситуация совсем другая.

Во-первых, оценки далеко не всегда являются показателем реальной успеваемости. При этом целью ребенка будут вовсе не знания, а цифры в дневнике. Во-вторых, есть разница в предметах. Система поощрения отметок может нарушить баланс в общем образовании ребенка. Он будет стремиться к хорошим оценкам по тем предметам, которые ему легко даются. В то же время предметы, которые у него вызывают трудности, как и прежде будут игнорироваться.

То есть фактор денег только закрепит изначальные негативные тенденции в учебе, не стимулируя ребенка к позитивным изменениям.

Комментарии