Действительно ли мы используем только 10% от всех возможностей мозга?

Существует гипотеза о том, что мозг среднего человека используется при очень низком КПД, меньшем, чем у паровоза. Будто бы мы настолько ленивы, что используем свой мыслительный аппарат только на одну десятую его возможностей. Более того, есть, очевидно, отдельные индивидуумы, и их не так уж мало, которые и этими жалкими десятью процентами извилин шевелить не желают. Так ли это? На чем основана эта гипотеза, или, вернее, миф?

Истоки теории: опыты Лешли

Возникло это мнение не на голом месте, а в результате ученых опытов, проведенных в начале двадцатого столетия нейрохирургом Карлом Лешли. Материалом ученому служили не люди (и слава Богу!), а обычные лабораторные крысы, вечные страдалицы науки. Лешли удалял или повреждал подопытным животным отдельные участки мозга, а затем, после послеоперационного выздоровления, запускал их в лабиринт. Крысы все равно находили верный путь, несмотря на то, что в голове у них уже кое-чего не хватало. Правда, чем обширнее наносились нарушения, тем хуже справлялись с задачей зверьки, но после некоторого времени их показатели несколько улучшались.

Результаты опытов дали Лешли повод сделать вывод об эквипотенциальности коры головного мозга. В принципе, это означало равноценность различных его участков и способность к взаимозаменяемости в случае нарушения работы какого-то из них. Дополнительный вывод состоял в «массовости» действия мозга, то есть его возможности работать как единое целое при решении различных задач и обучении.

Мозг, его функции и дисфункции

Сегодня известно о том, что теория (гипотеза) Лешли неверна. Даже небольшое повреждение какого-либо участка коры головного мозга может вызвать очень серьезные последствия. Более чем за век выяснилось, что разные доли участвуют в различных процессах, отвечают за работу отдельных органов, групп мышц и даже наличие чувства юмора. Стоит поранить совсем маленький кусочек лобной доли, и возникнет так называемый эффект Брока, выражающийся в неспособности говорить. Иногда функции восстанавливаются, но идут эти процессы крайне трудно, непредсказуемо и не всегда успешно. Нейродегенеративные расстройства (например, болезни Альцгеймера и Перкинсона) вызываются потерей нейронов. Практически нет случаев восстановления функций при этих заболеваниях, при этом на компенсаторные механизмы ущерб не распространяется.

Накопленный медициной опыт позволяет утверждать, что ресурсы нашего мозга используются по-разному в различных обстоятельствах, и участки его задействуются как по отдельности, так и вместе, в зависимости от сложности задачи.

Энергия мысли

При всей соблазнительности теории о десятипроцентном использовании наших способностей, следует помнить, что любое научное предположение, сколь бы убедительным оно ни было, основано только лишь на упрощенной модели, доступной для экспериментальной проверки.

Наши мозги устроены гораздо сложнее, чем у лабораторных крыс Лешли. Они в среднем составляют только одну пятидесятую долю общей массы тела, но потребляют при этом пятую часть всей энергии организма.

Головной мозг выполняет познавательные функции, его мозжечок координирует движения, а ствол отвечает за поддержание основных бессознательных функций (дыхания, биения сердца и пр.) Большая часть энергии, потребляемой мозгом, расходуется на осуществление связи миллионов нейронов друг с другом посредством электрических нервных импульсов. Это сложнейшая сеть управления, которая формирует функциональное управление всем организмом.

Учиться пользоваться!

Безусловно, пользоваться этим совершенным (не всегда) инструментом надлежит учиться с детства. Однако с помощью каких-то особых таблеток, химических средств или вживленных приборов (как это часто показывается в фантастических фильмах) увеличить его производительность в разы не получится. И мечтать не стоит.

Ученые до сих пор, более чем век спустя после опытов Лешли, пытаются раскрыть секреты человеческого мозга. Определенные подвижки в этом деле, безусловно, есть, но до полного осознания принципов его работы пока очень далеко. 20 % человеческой энергии уходит на питание этого суперкомпьютера. Потреблял бы он так много, если бы работал только на 10 % своей мощности? И сколько бы приходилось нам есть, если бы удалось его «раскрутить на полную»? И не перегрелся бы он в этом случае?

Комментарии